Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

В Эстонии откопали топор войны

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Последнюю неделю своей работы нынешний состав Рийгикогу увенчал обсуждением "вопроса особой государственной важности" (так это официально именуется в протоколе) - внешней политики. Правда, именно депутаты нынешнего созыва решили, что этот вопрос не такой уж важный, чтобы обсуждать его два раза в год, и сократили обсуждения до одного раза

Последнюю неделю своей работы нынешний состав Рийгикогу увенчал обсуждением "вопроса особой государственной важности" (так это официально именуется в протоколе) - внешней политики. Правда, именно депутаты нынешнего созыва решили, что этот вопрос не такой уж важный, чтобы обсуждать его два раза в год, и сократили обсуждения до одного раза. Причем, так как он был запланирован на последние дни работы парламента, депутатов в зале оказалось раз-два и обчелся. Народные избранники предпочли заниматься своей предвыборной кампанией, а не слушать о достижениях МИДа. А зря. Ведь именно в зале Рийгикогу министр иностранных дел Урмас Паэт объявил о начале холодной войны.

Такое неординарное открытие Паэт сделал в связи с недавней речью президента России Путина на конференции в Мюнхене. Неординарное по той простой причине, что официальные лица на Западе предпочитают не разбрасываться такими дефинициями. Для этого достаточно и журналистов, которые любят щегольнуть острым словцом - профессия обязывает. Впрочем, возможно, у Паэта взыграло его базовое образование и первая специальность - он ведь тоже долгое время работал в СМИ.

Как бы то ни было, но слова, которые неслись с трибуны Рийгикогу в тот день, больше походили на апокалиптические пророчества. К министру присоединился еще один бывший журналист, а теперь депутат-республиканец Марко Михкельсон. На пару они ярко обрисовали агрессивную, не уважающую права человека и свободу печати Россию, которая грубо попирает стремящихся к свободе соседей, которые, к их несчастью, не успели укрыться под крыло Евросоюза и НАТО.

Если вам не известно, что является главным достижением внешней политики Эстонии последних лет, то сообщаю: это борьба за внедрение свободы и демократии в Грузии, Молдавии и Украине. По крайней мере, такова оценка главы нашего внешнеполитического ведомства. Мне всегда казалось, что внешняя политика проводится в интересах укрепления позиций страны в мире. Каким образом это происходит в данном случае - ума не приложу. Разве что некоторые эстонские чиновники и политики получили возможность подхалтурить на стороне в качестве советников и миссионеров.

Зрелище страстного обсуждения участия Эстонии в мировом процессе десятком записных ораторов при пустом зале производило впечатление классической фантасмагории. На балконе дипломатического бомонда также не наблюдалось, за исключением пятка молодых дипстажеров. А в это время ораторы творили историю - в буквальном смысле, так как речь зашла и о конфликте вокруг памятника на Тынисмяги, который уже превратился в международный скандал.

Тот же Михкельсон твердо определил окончание Второй мировой войны как появление настоящей угрозы для свободы и демократии. То есть получается, что именно в 1945 году на тихую и славную Европу, покрытую уютными, аккуратными домиками (которые некоторые почему-то называют бараками) и трубами столь же аккуратных крематориев, наступил грубый сапог советского солдата. Михкельсон с болью обличал и депутатов Парламентской Ассамблеи Совета Европы, которые не понимают всей трагичности такого окончания войны.

Впрочем, министр Паэт успокоил депутатов: за пятнадцать лет эстонские политики обучили европейских новому прочтению истории, и теперь они там знают, как все было на самом деле. Но с этими европейцами все равно много проблем. Хотя бы по тому же Ираку, или по отношениям с Россией, они явно не соответствуют уровню сознательности эстонских политиков, готовых возглавить крестовый поход за демократию и свободу в ходе новой холодной войны.

Председатель парламентской комиссии по внешней политике Энн Ээсмаа полностью согласился с докладом Паэта. Более того, создалось впечатление, что свои доклады и Паэт, и Ээсмаа получили в двух одинаковых конвертах от одного посыльного. Только некоторые абзацы переставлены, да еще председатель комиссии усилил место, где главным другом эстонского народа провозглашается президент Буш. Европейские лидеры такой чести не удостоились по целому ряду причин. И правильно. Например, некоторые из них, явно потакая энергетической агрессии России, кое-как ведут себя в отношении проекта североевропейского газопровода, не говоря уже о пассивности в создании общего антироссийского энергетического фронта.

Судя по докладам и речам, прозвучавшим в тот день в зале Рийгикогу, главными ближайшими задачами для Эстонии (в ходе уже начавшейся холодной войны) является исправление ситуации с финно-угорскими народами в России и налаживание жизни в Чечне, а также дальнейшее обучение демократии как самой России, так и ее соседей. Но главное, как подчеркнул Михкельсон - не опуститься до позора нейтралитета и "финляндизации". Мы не такие, мы еще повоюем.

_____________________________________________

Великодушие "победителя" ("Delfi", Эстония)

Быть эгоистами или мазохистами? ("Вести Недели День за Днем", Эстония)