Sunday, February 25, 2007; Page B07
В течение многих веков человечество полагало, что экономический рост есть результат взаимодействии труда и капитала. Сегодня мы знаем, что оба эти элемента может в одиночку перевесить другой фактор, самый важный. Этот фактор - инновации.
Инновационность - это источник экономического лидерства США в мире и основа нашей конкурентоспособности в глобальной экономике. Государственные инвестиции в науку, жесткие законы, охраняющие интеллектуальную собственность, и эффективные рынки капитала - вот главные достижения, благодаря которым Америка вот уже много десятилетий лучше всех в мире превращает новые идеи в успешные предприятия. Самый важный фактор этого успеха - кадры. Ученые и инженеры, получившие образование в лучших в мире американских университетах, стали первопроходцами в микропроцессорной и многих других технологиях; они создали целые отрасли промышленности; благодаря их труду в мире появились миллионы высокооплачиваемых рабочих мест.
Однако сегодня наше реноме как всемирного центра появления новых идей уже не так непоколебимо, как прежде. Власти других стран также открывают для себя, сколь важную роль играет инновационность в завоевании и поддержании конкурентоспособности.
Я не хочу сказать, что если экономическое влияние таких стран, как Китай и Индия, растет, то это обязательно плохо. Напротив, все больше людей в мире получают знания и навыки, необходимые для инновационного развития, и это хорошо для всего мира. Но если мы в этом мире хотим сохранить способность конкурировать, наш кадровый костяк должен состоять из самых умных и творческих людей на планете.
Для этого очень важно сделать две вещи. Во-первых, должен сформироваться спрос на сильное образование, чтобы молодые американцы входили в экономически активный возраст с достаточными знаниями по математике и точным наукам и с достаточными навыками решения конкретных задач, позволяющими им добиваться успеха в экономике знаний. Во-вторых, мы должны сделать так, чтобы ученых и инженеров из других стран было легче привлекать на работу в американские компании.
В нашей стране хорошее образование всегда было путевкой в большую жизнь, и долгое время считалось, что у нас лучшая в мире система начального и среднего образования. Однако в 2003 году, когда среди школьников из 29 промышленно развитых стран мира провели сравнительный тест по математике, США заняли в нем лишь 24-е место.
При этом наши школы реально могут работать лучше. В прошлом году я был в Школе высоких технологий (High Tech High) в Сан-Диего. Могу вам сказать, что это потрясающая школа: обучение там организовано так, что расписание - в дополнение к традиционным методикам - включает участие школьников в различных проектах с жесткими временными рамками. Все ученики знают, что от них ждут успешного поступления в колледжи, и это реально происходит: в тот или иной колледж принимаются сто процентов выпускников школы, 29 процентов из которых профилирующей дисциплиной для себя выбирают математику или какую-либо из точных наук. Для сравнения, в среднем по стране эта цифра составляет всего 17 процентов.
Чтобы сохранить конкурентоспособность в глобальной экономике, мы должны в полной мере использовать успехи таких школ и сформировать кардинально новую национальную образовательную парадигму, в которую могут внести свой вклад как государство, так и бизнес. Компании должны заставлять государство проводить в области образования серьезную политику и проводить со школами работу, результатом которой стало бы повышение интереса учеников к математике и точным наукам и образование, отвечающее интересам бизнеса. Что касается государства, то оно должно вместе со всей системой образования провести реформу школ и сделать так, чтобы можно было быстро распространять передовой опыт.
Также для поддержания своей конкурентоспособности Америке нужны иммиграционные реформы, отражающие реальный вклад иностранных высококвалифицированных кадров в экономику. Уже долгое время спрос на технических специалистов превышает количество выпускников-американцев с соответствующими специальностями. Эту разницу всегда восполняли ученые и инженеры из других стран. Сегодня эта проблема дошла до критической точки. В компьютерной области ежегодно создается 100 тысяч новых рабочих мест, но, судя по результатам исследований, в то же время стремительно сокращается количество наших студентов, получающих университетские дипломы по информатике. Каждый год для восполнения кадрового дефицита в технических отраслях правительство Соединенных Штатов выдает 65 тысяч временных въездных виз стандарта H-1B, однако на заполнение всех вакансий этого все равно катастрофически не хватает.
Проблему усугубляют и регистрационные правила. 'Временно принятые на работу' могут дожидаться вида на жительство по пять лет и более, причем в течение этого срока они не имеют права менять занятую должность, что ограничивает их потенциальный вклад в успех компании, взявшей их на работу, а также в общий экономический рост.
В прошлом году соответствующие реформы так и не были проведены, поскольку Конгресс не мог разобраться с охраной границ и иммигрантами, проникающими в страну вообще без документов. Сегодня наши законодатели снова приступают к обсуждению этих важнейших вопросов, и я, пользуясь случаем, убедительно прошу их поддержать изменения в правила выдачи виз H-1B, благодаря которым американские компании могут при отсутствии талантливых кадров у себя в стране нанимать на свободные места ученых и инженеров из других стран. С этой программой американцы могут не бояться понижения зарплат: уже сегодня в Microsoft, как и в других компаниях, тем, кто устраивается на работу, имея американское гражданство или визу H-1B, платят одинаково, причем уровень заработной платы гораздо выше, чем предписывается государством.
Кроме того, необходимо реформировать программу выдачи видов на жительство, чтобы высококлассных профессионалов легче было убеждать остаться в Америке. Эти кадры имеют определяющее значение для нашей конкурентоспособности, и мы должны высоко ценить их вклад в экономический рост Соединенных Штатов. Также мы должны создавать условия для иностранных студентов, чтобы и они после выпуска оставались у нас. В нашей стране половина аспирантов, представляющих к защите кандидатские диссертации в областях, связанных с вычислительной техникой - это граждане других стран. Давать им образование, а после окончания обучения отправлять обратно - это совершенно не в наших национальных интересах.
В последние тридцать лет инновационное развитие США было катализатором цифровой информационной революции. Если Соединенные Штаты хотят остаться лидером мировой экономики, мы должны создать благоприятную среду, в которой соберется новое поколение мыслителей, где бы им ни довелось родиться, и будет выдавать на-гора новые и новые идеи. Наша страна не испытывает проблем с талантливыми кадрами - она испытывает проблемы с политической волей.
Автор статьи - председатель правления корпорации Microsoft, сопредседатель Фонда Билла и Мелинды Гейтс (Bill and Melinda Gates Foundation). Его супруга - член совета директоров компании The Washington Post Co.