'Лев и медведь охотятся за орлом', - так выразился человек, бежавший от режима иранских аятолл, позвонивший мне на этой неделе, чтобы побеседовать о событиях, происходящих у него на родине. В словах моего друга лев - это геральдический лев, которого изображали на своих гербах практически все персидские цари в течение более чем тысячи лет. Медведь - это, естественно, имперская Россия. Птица - это мы.
Метафора, что и говорить, отличная. Владимир Путин, нынешний российский царь, и вправду ведет себя как очнувшийся от спячки медведь - голодный и жаждущий жизненного пространства. Его недавние слова против проводимой США внешней политики вполне согласуются с действиями, как открытыми, так и тайными, направленными на ослабление национальной безопасности США. Что касается исламорадикалов, правящих в иранском теократическом государстве, то они, хотя и не изображают животных на своем зелено-бело-красном флаге, действуют в точности как лев в поисках добычи - опасен для любого, кто слабее его. И в нашем случае - хотя в природе такое, понятно, не случается - лев и медведь объединились и совместными усилиями 'загоняют' орла. Все бы хорошо, только аллегория получается немного неполной: Соединенные Штаты действуют не как орел, а скорее как страус. Вот лишь несколько примеров.
На прошлой неделе в Мюнхене Путин перед европейскими лидерами заявил, что 'Соединенные Штаты переступили свои национальные границы во всех сферах'. Он заявил, что США тем самым подталкивают более слабые страны 'к обладанию оружием массового уничтожения' и высказался в защиту недавнего контракта Между Москвой и Ираном на продажу зенитных ракет 'Тор-М1' на 700 миллионов долларов. Он, конечно, постарался, чтобы его голос звучал не как медвежий рев, а хотя бы как крики кандидата от демократов на пост президента Америки: по его словам, 'войн, локальных и региональных конфликтов стало только больше'; он обвинил Америку в 'односторонних нелегитимных действиях' а Ираке и других странах, которые 'не решили ни одной проблемы, а, наоборот, их усугубили'.
А на этой неделе от размещения в странах Восточной Европы систем противоракетной обороны США предостерег генерал Николай Соловцов, командующий российскими стратегическими ракетными войсками. В текущем году должно начаться строительство базы противоракет в Польше и радарной станции в Чехии. Оба объекта входят в совместную американо-натовскую систему зашиты от ядерного нападения. Так вот, генерал Соловцов предпринял явную попытку запугать чехов и поляков и заставить их пересмотреть вопрос своего участия в этой программе: он заявил, что Россия может выйти из Договора о ракетах средней и меньшей дальности 1987 года и заметил, что '[российские] ракетные войска стратегического назначения будут в состоянии нацелить ракеты на эти объекты'.
Пока Москва активно стряхивала пыль с планов ядерного нападения времен 'холодной войны', Мухаммед эль-Барадеи (Mohammed ElBaradei), глава Международного агентства по атомной энергии, этого 'ядерного стража' ООН, которому не дали оружия, объявил в Совете Безопасности, что Иран увеличил объемы производства оружейного урана и снизил уровень сотрудничества с МАГАТЭ. В интервью Financial Times эль-Барадеи также добавил, что Иран разработал технологию, с помощью которой в течение шести месяцев можно обогащать уран в промышленных масштабах.
В переводе с дипломатического 'в промышленных масштабах' означает 'в масштабах, достаточных для создания ядерного оружия'. Американская и британская разведки полагают, что основные технологии, используемые иранскими инженерами для постройки трех тысяч газовых центрифуг, необходимых для обогащения урана, Иран получил от Москвы. А в ответ на этот страшный доклад постоянный представитель России в ООН снова пригрозил наложить вето на любые резолюции, ужесточающие санкции в отношении Тегерана.
Иранские львы, со своей стороны, о своих взглядах на ядерное оружие объявили уже давно. Еще в декабре 2001 года аятолла Али-Акбар Хашеми Рафсанджани (Ali Akbar Hashemi-Rafsanjani) в открытом выступлении сказал, что при обмене ядерными ударами 'от Израиля не останется ничего, а мусульманскому миру будет нанесен [незначительный] урон'. На прошлой же неделе нынешний президент Ирана, гиперактивный Махмуд Ахмадинежад (Mahmoud Ahmadinejad), снова отказался от предложения начать многосторонние переговоры по прекращению производства расщепляющегося ядерного материала и обвинил США в том, что они под прикрытием ложных мирных инициатив тайно планируют вместе с Израилем 'нанести удар по исламским странам', в том числе и с применением ядерного оружия.
Москва и Тегеран не просто отказываются от сотрудничества по оружию массового поражения. На прошлой неделе представители США и их союзников в Багдаде представили неопровержимые доказательства того, что Иран поставляет современное оружие силам, противостоящим коалиции, и убивает американцев. Ахмадинежад называет эти обвинения 'предлогами для того, чтобы США могли остаться' в Ираке.
В среду иракские террористы сбили очередной американский вертолет - уже восьмой за последние пять недель. Один из командующих иракской группировкой сказал мне, что в Ираке 'против нас используются практически новейшие переносные зенитно-ракетные комплексы SA-14 и SA-16 (ПЗРК 'Стрела' и 'Игла', соответственно - прим. перев.)". Откуда же это оружие? Из России - продано Ирану и тайком переправлено через прозрачную границу в Ирак для террористических ячеек, которые поддерживает Иран. Ярчайший пример 'плодотворного' сотрудничества льва и медведя.
Однако 'орлиного взора', следящего за московско-тегеранской 'цепью зла', что-то не видно. Все наши главные СМИ никак не могут оторваться от нескончаемой мыльной оперы под названием 'Анна-Николь Смит' (Anna Nicole Smith). Госдепартамент словно листовки печатает пресс-релизы об очередной попытке своего руководителя Кондолизы Райс (Condoleezza Rice) организовать 'палестино-израильский мирный процесс'. А любители поковырять в носу из Конгресса делают все, чтобы хоть как-то ослабить позиции верховного главнокомандующего, и ни на минуту не задумываются о последствиях, которыми это чревато для наших войск, остающихся под огнем врага.
Те, кто думает, что это все ерунда, пусть послушают 'верховного духовного лидера' Ирана, 'главного тегеранского льва' Али Хаменеи (Ali Khamenei). Встречаясь на этой неделе с президентом Сирии Башаром Ассадом (Bashar al-Assad, он сказал, что "позиции [президента] Буша настолько слабы, что его критикуют даже члены его собственной партии'. Орлу уже давно пора вынуть голову из песка.
Оливер Норт - член общеамериканского синдиката обозревателей печати, ведущий программы 'Рассказы о войне' ("War Stories") на телеканале Fox News.