Большой избирательный сезон в России уже начался. В декабре пройдут выборы в Думу. Три месяца спустя будет избран преемник Владимира Путина. В преддверии этих событий в процессе осуществления находится сложный механизм политико-институциональных технологий, который направлен на создание четкой системы альтернативных вариантов под контролем президента.
Два примера подтверждают это утверждение. Первый - относительно выборов в декабре. Появилась и развивается новая партия, 'Справедливая Россия' ('СР'). Ее лидер - председатель Совета Федерации Сергей Миронов (53 года). Петербуржец, также как и Путин, он связан с ним общим политическим прошлым. Он пользуется его доверием и всесторонним вниманием прессы. Программа 'СП' включает в себя 'борьбу с чрезмерной эксплуатацией труда', замену ставки подоходного налога в размере 13% на прогрессивный подоходный налог, отчисление на социальные нужды значительных средств Стабилизационного Фонда. 'Справедливая Россия' позиционирует себя как левое крыло президентской партии, с которой только несколько месяцев назад ассоциировалась лишь 'Единая Россия' (ЕР), основная политическая сила России, состоящая из высших и средних государственных чиновников и представителей экономического мира. 'Единая Россия', центристская партия, после победы на выборах в 2003 году, безусловно, является законодательным рычагом Путина. Теперь он решил обратиться к правым, к сложному националистическому лагерю, с целью получения голосов и освобождения этого лагеря от давления шовинистов и ксенофобов. Однако 'Справедливая Россия' может лишить 'ЕР' абсолютного большинства в нижней палате Парламента, если перетянет на себя часть электората коммунистов.
Второй пример - относительно последних перестановок в правительстве. Бывший министр обороны и вице-премьер Сергей Иванов (53 года), петербуржец, по решению Путина был поднят до ранга первого вице-премьера - до положения, равнозначного тому, которое занимает человек, до сих пор считавшийся наиболее вероятным преемником президента: еще один петербуржец Дмитрий Медведев (43 года), юрист и экономист, бывший глава администрации Кремля и председатель совета директоров 'Газпрома'. В 2006 году, заняв должность первого вице-премьера, он был уполномочен Путиным вести четыре больших национальных проекта: программы по реформированию и развитию отстающих секторов здравоохранения, образования, жилищного строительства и сельского хозяйства. Медведев считается умеренным либералом.
Карьера же Иванова, напротив, связана со службой безопасности. В качестве министра обороны (этот пост он занимал с 2001 года, когда перед ним стояла задача реформирования вооруженных сил), он курировал самый значительный сектор российской экономики, оборонно-промышленный комплекс (ОПК), где перед Ивановым стояла задача вывести его из глубокого кризиса 90-х годов. В этом он добился определенных успехов, учитывая то, что ОПК вновь становится мощным и передовым производителем оружия - второй статьи экспорта после энергоресурсов. В 2006 году он достиг рекорда в 6 миллиардов долларов в сфере экспорта новейших моделей, которыми будут также оснащаться российские вооруженные силы. Иванову были поручены и другие два важных задания: создание крупного холдинга (ОАК, Объединенная авиастроительная компания), призванного унифицировать гражданскую и военную отрасли авиастроения, а также задача курирования проектов, связанных с гражданской космической промышленности.
Достигнутый успех (удостоившийся похвалы Путин) совместно с новым назначением способствуют повышению рейтинга Иванова. Он выиграл даже после того, как оставил пост министра обороны, руководителя структуры, которая прибавляла негативных характеристик его имиджу. Теперь Иванов является возможной альтернативой. Но связывать его восхождение лишь с темой политический выборов - слишком односторонний взгляд на ситуацию. Бывший министр является эффективным управленцем. Недаром Путин поручил ему не только задания, связанные с ОПК, авиацией и космосом. Он ему доверил также и еще одно важное дело: стимулирование развития гражданских отраслей экономики, обладающих большими возможностями, и продвижение этого сектора на мировой рынок. Примером могут служить электроника, газ и нефть, включая офшорные проекты, атомная энергетика, транспорт и коммуникации.
Это означает, что экономическому и технологическому прогрессу гражданской экономики должен содействовать оборонно-промышленный комплекс (ОПК), преодолевая их историческое существование порознь. Иванов должен будет стать проводником этой новой стратегии, что говорит о выходе за рамки медийной темы поиска преемника. И речь идет о чем-то более важном - о тернистой дороги России к модернизации.