Вновь США планируют размещение ракет в Европе. Вновь премьер-министр Великобритании выражает полную поддержку их планам.
Как будто мы внезапно вернулись на 20 лет назад. Если тогда спор шел вокруг ядерных ракет средней дальности, то теперь яблоко раздора - противоракетная оборона. Но оба вопроса тождественны. Вновь США планируют размещение ракет в Европе - на этот раз ракет-перехватчиков. Вновь премьер-министр Великобритании выражает полную поддержку этим планам, в то время, как британская общественность - в той мере, в какой ей будет предоставлена какая-то информация - скорее всего, будет им яростно сопротивляться. И вновь русские, озабоченные тем, что американские ракеты будут размещены у их западной границы, чувствуют угрозу своему достоинству и безопасности.
Кроме того, до боли знакомы и аргументы обеих сторон. США утверждают, что существуют враждебные режимы, государства-изгои и террористы, потенциально угрожающие их безопасности и безопасности их союзников. Похоже, президент Буш, как и его предшественник Рейган, верит в возможность создания непроницаемого ракетного щита. С этой целью на Аляске и в Калифорнии, в Файлингдейлзе (Fylingdales) на севере Англии и в Японии устанавливаются и модернизируются радары и другие военные объекты.
Следующий шаг - выбрать в Европе место для размещения примерно десяти ракет-перехватчиков. Известно, что за эту сомнительную привилегию борются Чехия и Польша, и их мотивы не являются ни для кого секретом. Американские базы станут очередным знаком признания их полноправного статуса в НАТО, а также дополнительной мерой защиты от нависающей над ними России.
Аргументы противников плана также ничем не отличаются от аргументов борцов за мир в 1980-е. Американские объекты станут естественной целью для противника - так что они, скорее, нанесут урон безопасности тех стран, в которых будут размещены, чем повысят ее. Кроме того, новые ракеты США в Европе стимулируют наращивание вооружений в России, в то время, как желательно прямо противоположное. С системами ПРО всегда был связан технологический вопрос. До сих пор США не в состоянии сбить вражескую ракету с какой-либо степенью вероятности - но кому нужен такой 'щит'?
И все-таки, существуют важные отличия между нынешней ситуацией и тогдашней. В разгар 'холодной войны' размещение американских ракет, способных поразить цели на территории России, объяснялось как политическими, так и практическими соображениями. Однако до тех пор, пока эффективность технологии 'звездных войн' не доказана, сложно найти разумные аргументы для размещения американских противоракет в Европе. Кроме того, несложно догадаться, что Россия воспринимает планы создания ракетных шахт в непосредственной близости к ее западным границам как провокацию, сколько бы Вашингтон не силился запоздало доказать, что его беспокоят другие страны - вероятно, Иран, Северная Корея или Китай. И хотя многое из того, что происходит в России Владимира Путина, заслуживает осуждения Запада, приоритетом должно стать укрепление доверия в отношениях с Россией - особенно, с учетом энергетического голода Европы - а не ненужное обострение ее чувства незащищенности.
Хотелось бы верить, что озвученное вчера предложение Тони Блэра о размещении американских противоракет в Британии - это попытка создать для США новый вариант, менее взрывоопасный с дипломатической точки зрения. Однако, не исключено, что премьер-министр - как и в случае с не обсуждавшимся решением о замене ракет Trident - пытается связать нашу страну старомодными атлантическими узами и вовлечь в эту сделку своего преемника.
И это, вероятно, подчеркивает самое большое различие между 'тогда' и 'теперь'. В 80-е отношения между Рейганом и Тэтчер строились на взаимном уважении. Но сменилось поколение политиков, и Вашингтон говорит 'Спасибо, не надо', отказываясь от предложения Блэра, которое считает его последней попыткой спасти свое положение. Явно не на такое вознаграждение рассчитывал премьер-министр, отправляясь вслед за президентом Бушем в Ирак.
_____________________________________________
ПРОтиворакетная ссора ("Le Monde", Франция)
Космические войны в Европе ("The Economist", Великобритания)
Владимир Путин и 'звездные войны' ("Les Echos", Франция)