Sunday, February 25, 2007; Page B07
Многие на Западе до сих пор не вполне адекватно толкуют содержание выступления президента Владимира Путина на последней мюнхенской Конференции по политике безопасности. Некоторые западные журналисты и политики, судя по их высказываниям, продвигают тезис о том, что президент России намеренно поднял волну антиамериканской риторики и тем самым разжег новую 'холодную войну'. Министр обороны Роберт Гейтс (Robert Gates) верно подметил, что 'одной 'холодной войны' было вполне достаточно'. Истинная правда. Так давайте же не объявлять - и не искать предлога объявить - новую 'холодную войну'. Сегодня, когда Россия готова играть позитивную роль в международных делах и интегрироваться в мировую экономику, когда она сама желает этого, совершенно неконструктивно в случае любых противоречий между Москвой и Вашингтоном смотреть на Россию как на враждебное государство.
То, что сказал Путин в Мюнхене, на самом деле не ново. Он не сказал ничего такого, что мы не обсуждали бы напрямую с правительством Буша, и ничего такого, о чем не шептались бы в политических кругах Европы и мира. Все свои заявления Путин озвучил именно на конференции, поскольку ему хотелось привлечь внимание всего мира и начать диалог о том, в каком мире мы хотим жить сами и какой передать нашим детям. Путин, как и многие другие, считает, что мир не может жить в условиях диктата какой-то одной страны. Сама история показывает, что многие пробовали это делать, но ни у кого никогда это не получалось. Вот и недавние односторонние действия не только не привели к разрешению каких-либо проблем, но и, наоборот, усугубили эти проблемы и привели к созданию новых очагов напряженности.
Любой, кто прочтет выступление президента России целиком, увидит, что Путин не нападает на Соединенные Штаты и не предлагает Россию в качестве противовеса их односторонней политике. Он призывает создать мир, в котором существует много центров влияния, в котором носители различных интересов объединяют усилия и в многостороннем формате приходят в решении общемировых проблем к некоему общему знаменателю. Пример достигнутого недавно шестистороннего соглашения по северокорейской ядерной программе показывает, что с помощью такого прагматичного подхода можно добиваться реальных результатов.
Собственно, примеров согласия между Соединенными Штатами и Россией в выступлении Путина было гораздо больше, чем примеров разногласий. Он отметил, что между нами сложилось серьезное партнерство в сфере борьбы с терроризмом и распространением ядерных технологий. У нас одинаковые позиции по обеспечению глобальной энергетической безопасности в рамках соглашений, достигнутых на саммите "Группы Восьми", проводившемся в июле прошлого года в Санкт-Петербурге.
Наши американские коллеги говорят нам, что для разрешения многочисленных региональных конфликтов Соединенным Штатам нужны как Россия, так и другие ключевые государства. На этом фоне односторонние действия Америки выглядят весьма странно. Не менее поражает и то, что речь Путина назвали угрожающей. Жители России никак не могут понять: а кто, собственно, кому угрожает? почему НАТО до сих пор приближается к границам России, если Организация Варшавского договора была распущена пятнадцать лет назад? что должна думать Россия, когда США собираются разместить в Восточной Европе противоракетные системы? да и пристало ли нашим странам, вместо того, чтобы объединять усилия в борьбе с различными глобальными угрозами, заниматься поиском недочетов во внутренней политике друг друга?
Кое у кого могло сложиться впечатление, что, если российскому народу было трудно преодолеть хаос и слабость, преследовавшие нас в первые годы после распада Советского Союза, то наш голос уже никогда не будет слышен на мировой арене. Но из пепла 90-х годов прошлого века восстала новая, сильная и активная Россия. Продолжается рост и диверсификация нашей экономики; наш народ приветствует прогресс и материальное благосостояние, достигаемые в нашем обществе посредством технических инноваций и социальных программ. В условиях здорового инвестиционного климата растет как средний класс, так и число иностранных инвесторов: например, в 2006 году чистый приток капитала в Россию превысил 40 миллиардов долларов.
С учетом этих обстоятельств должно быть понятно, что у нас есть собственные взгляды на самые различные темы - от главнейших вопросов безопасности до условий экономического взаимодействия, - и что мы считаем, что к этим взглядам стоит относиться всерьез. Мы твердо стоим на демократической платформе и не собираемся жертвовать правом российского народа на принятие самостоятельных решений и на собственное слово в обсуждении международных вопросов.
При любых отношениях между сторонами неизбежно возникают разногласия. Однако те, кто принимает честное и открытое обозначение беспокоящих одну из сторон вопросов за поиск casus belli, совершают грубую ошибку. На днях президент Буш справедливо отметил, что, хотя между нашими странами действительно существуют определенные разногласия, 'между нами также сложились отношения, в рамках которых мы можем находить точки соприкосновения и решать проблемы'. Россия готова работать с Соединенными Штатами на основе равноправия и взаимного уважения.
Новая 'холодная война'? Конечно же нет. Демократический мир, в котором сильная Россия сосуществует с сильными Соединенными Штатами, сильной Европой, сильным Китаем, сильными Индией, Бразилией и другими странами - вот что предлагает строить Владимир Путин. И к этому предложению, право же, стоит прислушаться.
Сергей Лавров - министр иностранных дел Российской Федерации.
неофициальный перевод