Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Кремль смотрится в зеркало 'Лебединого озера'

Москва отмечает 130-летие самого политизированного в истории балета

Кремль смотрится в зеркало 'Лебединого озера' picture
Кремль смотрится в зеркало 'Лебединого озера' picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
СССР сделал этот балет знаменем режима. Музыка Чайковского была фоном наиболее решающих событий. Этот балет пережил чистки и цензуру, прошел невредимым через эпоху царизма и революции, а сейчас нравится Путину

СССР сделал этот балет знаменем режима. Музыка Чайковского была фоном наиболее решающих событий. Этот балет пережил чистки и цензуру, прошел невредимым через эпоху царизма и революции, а сейчас нравится Путину

В воскресенье 4 марта 'Лебединому озеру' исполнится 130 лет. Поскольку Большой театр, который в 1877 представил на своей сцене первую (практически провалившуюся) постановку балета, все еще находится на реставрации, юбилейный спектакль пройдет чуть раньше - 1 марта, в гигантском Государственном Кремлевском Дворце, одно время принимавший многочисленные съезды КПСС, ради которых он и был построен в 1961 году, для чего были снесены церквушки и монастыри, возведенные 5 столетий назад.

В сущности, выбор этого места отнюдь не случаен, а, наоборот, символичен. Билетами на 'Озеро' премировали делегатов коммунистических конгрессов. Музыка Петра Ильича Чайковского десятилетиями служила фонограммой похорон важных персон: Леонида Брежнева, Юрия Андропова, Константина Черненко.

Сталин понимал, как важно оставить в афишах этот балет, который поддерживал моральный дух граждан и войск в трудные годы Второй мировой войны: несмотря на то, что Москва подвергалась бесконечным бомбардировкам - взрывное устройство однажды взорвалось прямо у входа в Большой - 'Лебединое озеро' 50 раз ставилось на сцене, а это гораздо больше, чем за предшествующие 70 лет существования спектакля.

Эта икона русской культуры нравится Путину, так же как всегда нравилась всем правителям России, кроме Ленина, который предпочитал не слушать классическую музыку (по крайней мере, на публике): 'Она ослабляет и мысль, и работу' - такой приговор вынес вождь пролетариата, для которого музыка Чайковского была слишком буржуазной. Однако в семье он слушал игру на пианино своих сестер, которые исполняли 'Лунную сонату' и 'Аппасионату' Бетховена. В 1920, когда Россия выбиралась из катастрофы гражданской войны, когда свирепствовал голод, а экономика была разрушена 'Большому удавалось в течение пяти вечеров ставить новую версию спектакля под руководством Александра Горского, руководителя и хореографа, одного из основателей классической советской драматургии', - подчеркивает Людмила Рыбакова, директор музея Большого Театра. В то время как в Петербурге балет был скорее ретроспективным и 'терялся в фантазиях символизма', в Москве драматический театр был низвергнут и полностью охвачен инновациями Константина Станиславского, друга Горского, который поддерживал новые принципы и, вместе с Владимиром Немировичем-Данченко, создал балеты с элементами реализма Станиславского, объясняет знаток советского балета Александр Авдеенко.

Так, постепенно, 'Лебединое озеро' стало самым знаменитым, а также и самым политизированным балетом в мире, 'зеркалом российской жизни' или, даже лучше, 'знаком российского качества'. Балет пережил чистки и цензуру, прошел невредимым через эпоху царизма и Октябрьскую революцию, сталинизм и оттепель, дожил вплоть до путча 19 августа 1991, когда российское телевидение транслировало пресс-конференцию Геннадия Янаева и кроме того, беспрерывно, 'Лебединое озеро'. А в это время по улицам Москвы шли танки.

Сказка о принце Зигфриде и принцессе Одетте, жертве колдовства волшебника Ротбарта, которая днем должна была жить в образе лебедя и лишь ночью могла возвращаться в человеческое тело, трогали публику всего мира и никому не было важно, что СССР использует эту сказку как инструмент пропаганды: люди выстаивали огромные очереди, в Москве лояльно относились к перекупщикам, и все это только укрепляло миф. Тем временем, Кремль сделал 'Лебединое озеро' устойчивым государственным символом, практически частью политического этикета. Спектакль - восхитительно смотревшийся из-за шикарных костюмов танцоров и отличной хореографии - показывался иностранным лидерам и государственным деятелям, которые приезжали с визитом в Москву, и являлся важной (и привилегированной) частью программы любой делегации. И не сдобровать было тому, кто не мог присутствовать на исполнения па-де-де, па-де-труа и не видел 32 фуэте Третьего акта (которые впервые были исполнены великой танцовщицей-лебедем итальянкой Пьериной Леньяни в 1895 году).

Ллевелин Томпсон, бывший послом США в России в течение шести лет - за время пребывания в Москве ему пришлось участвовать в разрешении таких драматических ситуаций, как Кубинский кризис и уничтожение самолета Гэри Пауэрса U2 - видел балет 132 раза. И если возникала необходимость 'прощупать пульс' какого-нибудь важного руководителя СССР, приходилось делать это в антракте между четырьмя актами.

Чтобы продемонстрировать миру большую и искреннюю коммунистическую дружбу между Китаем и СССР, Хрущев принимал Мао Цзэдуна в царской ложе Большого Театра и долго его обнимал. Это было вечером 15 ноября 1957. Вскоре после этого китайцы и советский народ перестанут любить друг друга и дойдут практически до перестрелки из-за острова Даманский на сибирской границе. Но 'Лебединое озеро' никогда так и не прекратило привлекать гостей Москвы, которые были буквально загипнотизированы танцами чардаш и баркарола, народными плясками третьего акта и обладающим богатой выразительной силой танцем маленьких лебедей, который предшествует заключительной сцене, побеждающей любви.

Фидель Кастро долго аплодировал после спектакля вечером 29 марта 1963 года, не зная, что такими же аплодисментами разразится и Джон Фицджеральд Кеннеди, делая комплименты восхитительной и сверкающей Майе Плисецкой, гордому и незабываемому 'черному лебедю'. В своей книге воспоминаний 'Я, Майя Плисецкая' она с некоторой иронией и стеснением рассказывает о бесчисленных особых концертах, на которых ей при закрытых дверях доводилось танцевать для номенклатуры и самых важных гостей режима.