Вашингтон. - Президент США Джордж Буш и не предполагал, что Россия может стать грозным противником, и многое считал само собой разумеющимся.
Так, Буш и члены его администрации не раз исходили из того, что Россия сделает все, чего они хотят, ожидая, что русские немного поворчат, но пассивно примут все их условия, не оказывая сопротивления.
Кроме того, предполагалось, что у России никогда и не будет сил для сопротивления, и что она изолирована на глобальной арене.
Однако за семь лет правления президента Владимира Путина Россия оправилась после десятилетия хаоса, безвластия, экономического коллапса и унижения при президенте Борисе Ельцине. Она стала мощной энергетической сверхдержавой, чьи ежегодные доходы от экспорта нефти и газа превышают доходы Саудовской Аравии. А в смысле наличия союзников, обладающих в своих регионах серьезной военной силой, она, вероятно, гораздо менее изолирована, чем США.
Среди европейских государств-членов НАТО значительные вооруженные силы есть лишь у Британии и Франции. Возможности быстрой и эффективной переброски сил и средств у Франции практически отсутствуют, а у Британии крайне скромны. Россия, между тем, считает своими партнерами Китай, Индию и Иран. Ее отношения с Пекином и Дели основаны на хорошо проработанных договорах.
В январе 2005 г. мы предупреждали: 'Празднуя триумф западной демократии, политики и политиков на Украине в то время, как в Ираке они сталкиваются со все новыми проблемами, Буш должен осознавать, что Путин - его самый важный стратегический союзник в войне с терроризмом в течение последних трех с половиной лет - может стать глобальным противником'.
10 февраля 2007 г. Путин сделал предупреждение сам. Его комментарии, прозвучавшие на ежегодной мюнхенской конференции по безопасности, были самым жестким антиамериканским выступлением российского / советского лидера с тех пор, как в начале 1980-х произошло последнее большое охлаждение 'холодной войны'.
Однако сегодня относительные позиции силы России и Соединенных Штатов - зеркальное отражение ситуации начала 80-х.
Тогда именно Советский Союз нарушал хрупкий баланс силы в Европе, размещая ракеты средней дальности СС-20, которые могли стереть с лица земли крупнейшие города Западной Европы. Именно США при Рональде Рейгане приняли решение сдержать эту угрозу, разместив на европейском континенте мобильные ракеты средней дальности 'Першинг-2'.
Сегодня русские обвиняют США в том, что они нарушают равновесие сил в Европе, размещая системы стратегической ПРО в Центральной Европе, особенно, в традиционно антироссийской Польше. Это, по их мнению, угрожает нейтрализовать российский потенциал ядерного сдерживания.
За две недели, прошедшие после мюнхенского выступления Путина, российские руководители дали понять, что они готовы выйти из Договора о ракетах средней и малой дальности (1987 г.) и Договора об обычных вооруженных силах в Европе (1990 г.) или открыто нарушить их. Первый договор предусматривал ликвидацию как 'Першингов', так и СС-20, а второй накладывает ограничения на численность вооруженных сил, размещенных на европейском континенте.
На прошлой неделе командующий ракетных войск стратегического назначения России Николай Соловцов даже предупредил, что его страна готова возобновить производство ракет средней дальности, уничтоженных по договору РСМД.
Это не пустая угроза. Российский военно-промышленный комплекс восстановлен после потери прямого контроля над украинскими - прежде всего, донбасскими - заводами, когда в результате распада Советского Союза Украина обрела независимость. Но металлургические предприятия и заводы по производству ракет с нетерпением ждут новых заказов, а Кремль, благодаря миллиардным прибылям от экспорта газа и нефти, безусловно, может себе позволить создание новых ракет средней дальности.
Высокопоставленные российские официальные лица всячески подчеркивают, что выступление президента России замышлялось как 'холодный душ', а не начало новой 'холодной войны'. Но для танго нужны двое, и послание России совершенно прозрачно: 'Мы будем и дальше соблюдать старые договоренности только в том случае, если вы откажетесь от новых односторонних проектов наподобие планов развертывания ПРО в Центральной Европе'.
Россия Владимира Путина - это не тот экономический и геополитический инвалид, каким она была при Борисе Ельцине. Деятели администрации Буша должна свыкнуться с тем, что им приходится вести переговоры с независимым, равным партнером и идти на уступки для того, чтобы получать уступки. Потому что эта Россия в состоянии сказать 'нет'.
__________________________________________
Запад еще пожалеет, что задирает Россию ("The Guardian", Великобритания)
Слова Путина - 'холодный душ', а не новая 'холодная война' ("The Financial Times", Великобритания)
Власть и политика: медвежьи когти ("The Jerusalem Post", Израиль)