Венесуэла является крупнейшим покупателем боевой техники в Латинской Америке и превосходит Иран. Венесуэльские власти объясняют это необходимостью защиты страны от возможных атак США.
За последние два года военные расходы в Венесуэле превысили $4 миллиарда, и эта южноамериканская страна стала самым крупным покупателем военной техники и вооружения в Латинской Америке. По объемам закупок она обогнала такие страны как Пакистан и Иран.
Политическое и военное руководство страны заявляют, что перевооружение вооруженных сил, которое в первую очередь включает в себя закупки в России десятков единиц современнейших боевых самолетов и вертолетов, а также ста тысяч автоматов Калашникова вызвано тем, что Соединенные Штаты отказались поставлять в Венесуэлу запасные части, а также продавать боевую технику.
Другим аргументом в пользу приобретения современнейших образцов военной техники является необходимость наращивания оборонительного потенциала в связи с возможным военным вторжением США на территорию Венесуэлы.
Один из ближайших соратников Уго Чавеса, генерал Альберто Мюллер Рохас (Alberto Muller Rojas) в своих многочисленных заявления утверждает, что 'Вашингтон стремится парализовать вооруженные силы Венесуэлы, и мы вынуждены перед лицом постоянных угроз со стороны могущественного северного соседа пойти на модернизацию вооруженных сил'.
В настоящее время проводимая военная реформа в Венесуэле включает в себя также создание многочисленного корпуса резервистов и оказание военной помощи Боливии на фоне усиливающегося напряжения в отношениях с США.
Со своей стороны правительство Джорджа Буша отрицает наличие военного плана вторжения в Венесуэлу, которая является крупнейшим поставщиком нефти на американский рынок. Однако после того как Белый дом в 2002 году поддержал военный путч в Венесуэле, направленный на свержение Уго Чавеса в отношениях между странами пролегла тень недоверия.
Увеличение военных расходов в Венесуэле, которые только за прошлый год возросли на 12,5%, вызывают резкую критику со стороны США. Белый дом полагает, что это является дестабилизирующим фактором в Южной Америке и превосходит разумные потребности на оборону страны.
Военная программа Уго Чавеса подвергается также резкой критике со стороны венесуэльской оппозиции. По мнению противников режима Чавеса, миллиарды долларов надо направить на борьбу с бедностью и преступностью, а не на подготовку к войне.
Увеличение расходов на оборону вызывает также серьезную обеспокоенность у соседей Венесуэлы. Южноамериканские страны боятся, что закупки вооружения приведут к нарушению сложившегося военно-стратегического баланса в регионе.
Примечательно в этой связи недавнее заявление экс-президента Бразилии Жозе Сарнея (Jose Sarney), который обвинил Уго Чавеса в 'военном популизме'. 'Венесуэла закупает оружие, которое не представляет угрозы для США'. По его мнению, Венесуэла нарушает сложившееся равновесие военных сил на континенте.
Венесуэла сделала ставку на закупку вооружения и военной техники в России. Начиная с 2005 года, Венесуэла заключила контракты на поставку 24 истребителей, 50 вертолетов, а также 100 тысяч автоматов Калашникова. Каракас планирует в ближайшее время построить первый в Латинской Америке завод по производству российских автоматов.
В январе этого года Пентагон обнародовал доклад, в котором говорится, что Венесуэла за последние два года закупила в России оружия на сумму в $ 4,3 миллиарда. За этот же период Пакистан потратил на закупку оружия $ 3 миллиарда, Иран - $1,7 миллиарда.
Южноамериканские страны озабочены также планами Каракаса совместно с Ираном начать строительство беспилотных разведывательных самолетов. Не может не беспокоить их и наращивание военного сотрудничества с Кубой, в частности, подготовка военных кадров на острове Свободы.
В свою очередь защитники Чавеса утверждают, что ассигнования на оборону в соотношении к ВВП уступают таким странам как Чили и Колумбия, а численность вооруженных сил вполне сопоставима с Аргентиной и Бразилии, где личный состав составляет соответственно 41 тысяча и 200 тысяч военнослужащих.