Поскольку Элу Гору (Al Gore) дали 'Оскара' за пропаганду угрозы глобального потепления, слухи о котором, прямо скажем, несколько преувеличены, можно с уверенностью сказать, что конвергенция Голливуда и публичной политики свершилась. А раз так, то нам тоже можно - хотя речь идет о приближении события, в действительности имеющего стратегическое значение и чреватого весьма неприятными последствиями, - не стесняясь, просто сказать: 'Они обещали вернуться - и вернулись'.
Надо думать, что когда на четкий вопрос ведущего Криса Уоллеса (Chris Wallace) об угрозах русских направить ядерные ракеты на Польшу и Чехию, если те согласятся сотрудничать с Америкой в вопросе размещения средств противоракетной обороны, госсекретарь Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) ответила: 'В свое время я занималась этим [контролем над вооружениями] профессионально', она очень хотела вселить в зрителей воскресного выпуска Fox News немного уверенности. Поскольку женщина с опытом такой работы - это уже настоящий эксперт (то есть ей известно, что большой 'забрасываемый вес', в отличие от просто веса - это хорошо), мисс Райс не замедлила заявить, что со стороны Кремля 'абсурдно' утверждать, что 'десяток ракет-перехватчиков, развернутых в Польше, могут каким-либо образом угрожать тысячам боеголовок, которыми располагают российские силы сдерживания'. А заодно, решив, видимо, что гулять так гулять, госсекретарь прямо сказала, что 'мы вообще-то хотели бы заниматься вместе с русскими сотрудничеством в области противоракетной обороны'.
К сожалению, своей якобы мимоходом брошенной фразой о том, что она прямо-таки выросла на контроле над вооружениями, мисс Райс не только не вселила в нас уверенности - скорее наоборот, теперь каждому видно, из-за чего внешняя политика Америки, на которую она оказывает практически неограниченное влияние, пошла наперекосяк.
Например, сразу невольно вспоминается позорная 'котлета по-киевски' Буша Сорок Первого, в подготовке которой она принимала самое активное участие как член Совета национальной безопасности, 'профессионально занимавшийся' контролем над вооружениями. Тогда, в августе 1991 года, когда Советский Союз уже распадался, Джордж Буш-старший фактически обратился к украинцам с призывом оставаться под пятой Москвы.
То, что профессиональные 'контролеры над вооружениями', как, впрочем, и дипломатический корпус, и мидовский истеблишмент, всегда предпочитают 'стабильность' каким-то пусть даже потенциально и положительным, но все же непонятным, а следовательно - рискованным переменам, не ново. У них жизнь такая. Такую же жизнь, судя по всему, ведут и демократы в Капитолии, притворяющиеся, что занимаются большой политикой: переговоры - это наше все, причем неважно, о чем идет речь - о кровопролитии в Ираке или попытках Китая контролировать космическое пространство.
Какая вам разница, на какие задумки мания величия подвигла иранских мулл - с ними тоже нужно только разговаривать. Ну и так далее, стерпится - слюбится. Да, это ужасные тоталитарные режимы. Да, они мучают свой народ и угрожают нам, но до тех пор, пока есть некий 'процесс', в результате которого они еще сидят с нами за столом переговоров - скорее даже, в результате которого мы вынуждены с ними договариваться о контроле над вооружениями или еще о чем, - мы можем с успехом поддерживать некую видимость 'мирного и стабильного миропорядка'.
Собственно, уши, торчащие из-за многих недавних внешнеполитических изменений, совершенных именем нынешнего президента Буша Сорок Третьего, принадлежат именно им, 'контролерам'. Например, сегодня у нас есть договор с Северной Кореей, который по некоторым показателям даже хуже, чем соглашение, достигнутое с Пхеньяном 'профессионалами' Билла Клинтона - соглашение, нами не единожды осужденное, а ими в конце концов нарушенное. В двух словах, 'новый прорыв' в отношениях с Северной Кореей состоит в следующем: нас ободрали как липку за то, чтобы они 'вернулись к шестисторонним переговорам', но, мало того, мы еще пообещали отменить финансовые санкции против Севера и убрать его из официального списка стран, поддерживающих терроризм. Судя по всему, другой надежды привести самый одиозный режим мира к окончательному падению у нас нет. Наоборот, Соединенные Штаты своими руками навечно укрепят позиции Ким Чен Ира (Kim Jong Il) во власти - а он в обмен на это закроет свой и так уже отживший свое реактор и пообещает и далее говорить с нами о своем растущем ядерном арсенале. Причем разговор этот будет, скорее всего, столь же бесконечным, сколь и ни к чему не обязывающим.
Теперь мисс Райс готовит такие же предложения и для Ирана - для того лишь, чтобы Тегеран 'приостановил' обогащение урана. Заметьте, не 'остановил', а 'приостановил'. Про то, чтобы необратимо разобрать свой тайно наращиваемый ядерный комплекс и полностью расформировать ядерную программу, и речи не идет. А зрителям воскресной программы Fox мисс Райс говорит, что только лишь за то, что Иран сделает паузу в производстве вещества, годного для атомных бомб, он 'сможет снова войти в международное сообщество, и я совершенно уверена, что мы сможем обсуждать любые, абсолютно любые вопросы'.
Больше всего в тех людях, кто 'профессионально' занимается контролем над вооружениями и вообще 'профессионально' совершает разнообразные подвиги на дипломатическом поприще, меня тревожит одна вещь: все они как-то очень легко не замечают реальной природы вещей. Например, они утверждают, что русские, китайцы и Европейский Союз с нами 'сотрудничают' - в то время как их реальные действия можно называть как угодно, но на сотрудничество это мало похоже. Саудов называют 'умеренными центристами' арабского мира, закрывая при этом глаза на то, что они продолжают вкладывать деньги в распространение исламофашистской идеологии и инфраструктуры во всем мире.
При этом все эти лозунги типа 'стабильность, стабильность юбер аллес!' очевидно не сочетаются с жесткой критикой, которой президент Буш подвергал своих предшественников за их внешнюю политику. Всего два года назад он, выступая в Университете национальной обороны (National Defense University), заявил: 'Десятилетиями тирания находила в наших глазах оправдание, десятилетиями мы с ней мирились, и все это ради стабильности, которая привела только лишь к несправедливости, нестабильности и трагедиям. Всем должно быть ясно, что продвижение демократии ведет к миру, потому что власть, уважающая права своего народа, также уважает и права своих соседей. Всем должно быть ясно, что терпимость и надежда, развивающиеся в свободном обществе - сильнейшее противоядие против радикализма и террора. И теперь нам ясен наш долг: ради долгосрочной стабильности в лагерь сил демократии и справедливости должны прийти все свободные страны'.
Тогда эти вдохновенные слова вдохновили тех, кто устал от бесконечного бормотания людей, 'профессионально занимающихся контролем над вооружениями' и другими путями обеспечивающими имитацию стабильности. Однако 'контролеры' вернулись, и их возвращение означает, что лидер свободных стран всего мира снова идет по самому легкому, но самому неправильному пути - вновь отворачивается от лагеря сил демократии и справедливости, вновь пытается найти тиранам оправдание и вновь с ними мирится.
Фрэнк Дж. Гэффни-мл. - президент Центра политики безопасности (Center for Security Policy), обозреватель The Washington Times