Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Несмотря на то, что США до сих пор остаются основной глобальной экономической, военной и технологической силой, их действия позволили другим странам выдвинуться вперед на ключевые роли. Очевидно, что возможность, или, скорее, желание Америки перестроить мир - так, как это было сделано сразу после Второй мировой войны - больше не соответствует ее способности к переделу

Тектонические изменения в глобальных стратегических пластах должны прийти в устойчивое состояние довольно быстро, в противном случае мир увидит невообразимые последствия хаоса, которые могут последовать. Первое - чувствительная потеря престижа и власти, которую США понесли в Западной Азии, где опросы общественного мнения показывают, что арабы боятся США больше, чем они боятся Израиля или Ирана. Большинство американцев все больше и больше убеждаются в том, что вторжение в Ирак навредило американскому присутствию в Западной Азии.

Несмотря на то, что США до сих пор остаются основной глобальной экономической, военной и технологической силой, их действия позволили другим странам выдвинуться вперед на ключевые роли. Очевидно, что возможность, или, скорее, желание Америки перестроить мир - так, как это было сделано сразу после Второй мировой войны - больше не соответствует ее способности к переделу.

Второе - подъем России. Недавняя речь Владимира Путина на Мюнхенской конференции по безопасности, где он, в частности, сказал про 'один центр власти, один центр силы, один центр принятия решения и одного хозяина' и опасности такой ситуации, была как удар в солнечное сплетение западным странам.

Это было доказательством ответа разгневанной России. Не просто так 70-80 процентов населения в России одобряют деятельность президента Путина. Его выступление звучит еще более авторитетно на фоне возрождающейся экономики России с ее огромным потенциалом энергетических ресурсов.

Затем последовал визит Путина в Саудовскую Аравию, который по результативности может стать таким же эпохальным, как и визит президента Никсона в Китай в 1972 году. Не так давно, Саудовская Аравия была активным членом альянса, который спонсировал и финансировал джихад против безбожных 'Советов'. В ходе визита в Саудовскую Аравию, Иорданию и Катар Путин говорил о 'газовой ОПЕК', предложил военную помощь Саудовской Аравии, а также помощь в разработке ядерных технологий этой стране и Иордании.

Третье - продолжающийся экономический и военный рост Китая.

Китай получил серьезные дивиденды в Африке, где, вероятно, он будет соперничать с США. Одновременно, частично в сотрудничестве и частично на основе конкуренции с Россией, Китай может добиться серьезных результатов в богатых энергетическими ресурсами Евразии и Западной Азии. Пока же Китай стремится усилить свои позиции в Азии, не признаваясь в том, но, в конечном счете, желая заменить США в качестве главной силы на континенте.

По иронии, падение американского влияния началось незаметно вскоре после окончания 'холодной войны'. Похоже, что американский военно-промышленный комплекс, зависящий от прибылей, приносимых войной и нестабильностью, был напуган усилением мирных инициатив. Большая часть американского истеблишмента начала поиски новых врагов и решила, что наиболее уязвимой в этом плане окажется Россия. Поэтому, вместо того, что бы помочь России оправиться после долгих лет коммунистического режима, было сделано обратное. И это только доказало справедливость прогнозов, что Вашингтон и Москва будут всегда конкурировать за мировое доминирование независимо от идеологии.

После распада Варшавского Договора, НАТО быстро шагнула в Польшу и три прибалтийские республики. Украина и Грузия с помощью проведения спонсированных цветных революций захотели попасть в сферу американского влияния. Каспийская нефть больше не будет доставляться через Россию, а пойдет от каспийского побережья Азербайджана через Грузию в Турцию по нефтепроводам, охраняемым американскими войсками. Когда Соединенные Штаты захотели разместить базы временного базирования для антитеррористической войны в Афганистане, Путин согласился. Но оказалось, что эти базы становятся постоянным и обеспечивают присутствие США в непосредственной близости от российских границ. Системы ПВО будут располагаться в Польше и Чехии, а военные авиабазы - в Болгарии и Румынии. Западные нефтяные структуры стремятся добиться ослабление контроля государства в российском нефтегазовом комплексе.

В последние два года Россия и Китай сближаются все больше, в то время, как отношения России и Америки начинают ослабевать. Между Китаем и Россией были урегулированы вопросы границы, были проведены совместные боевые учения, увеличивается объем продажи Китаю вооружения и энергоносителей (на Китай приходится 45 процентов продаж российского вооружения, что составляет 2 миллиарда долларов ежегодно). Первые совместные военные учения стран-участниц возглавляемого Россией Договора о коллективной безопасности и стран-членов возглавляемой Китаем Шанхайской Организации сотрудничества пройдут в этом году в России в районе Волги и Урала. Достаточно очевидно, что это - реакция на экспансию НАТО, направленную на восток.

В будущем Россия и Китай, в соперничестве друг с другом, или вместе, в противовес Соединенным Штатам будут завоевывать геостратегическое пространство и активизируют поиски и разработку жизненно важных стратегических ископаемых в Средней Азии и на Каспии. Очевидно, что Китай усиливает свое присутствие в тех регионах, где традиционно доминировала Россия. После решения всех территориальных вопросов с Россией, Казахстаном и Киргизией, Китай начинает заявлять о себе. Китай также пытается создать транспортный коридор для своего экспорта в Европу и Персидский залив. Один маршрут - Каракорумское шоссе, соединяющее Китай и Пакистан - Каракорум будет увеличен по длине и дополнится отрезком до Казахстана. Китайская помощь будет также предоставлена в сооружении дороги из Таджикистана и Киргизии в Китай.

Предпочтение Китая в прокладывании дороги на Казахстан очевидно, поскольку в настоящее время ведется строительство нефтепроводов между Казахстаном и Китаем. Совместному предприятию китайской национальной нефтяной корпорации и 'КазМунайГаз' строительство 960-километрового трубопровода с начальной ежегодной мощностью в 10 миллионов тонн обойдется в 700 миллионов долларов. Затем объемы перекачки будут доведены до 20 миллионов тонн. Первоначальные поставки на северо-запад Китая, возможно, будут набольшими. Однако в значительной мере сократится зависимость Китая от ресурсов Западной Азии и использования морских путей.

Прошедшая недавно встреча министров иностранных дел России, Китая и Индии предполагает повышение значения трехсторонних контактов. Пока еще слишком рано предсказывать, каков будет результат этого диалога, потому что каждая страна этого треугольника ищет пути улучшения взаимоотношений с США.

Однако идея заключается и в том, чтобы противостоять американскому стремлению к однополярности через проведение свободных трехсторонних дискуссий и достижение договоренностей с целью поисков путей строительства многополюсного мира. Тот факт, что население этих трех стран составляет две пятых всего населения планеты; в совокупности их экономики составляют пятую, стремительно развивающуюся, часть мировой экономики; а армии трех стран, обладающие ядерным вооружением, являются крупнейшими в мире - не может остаться незамеченными для международных обозревателей и стратегов. И здесь нельзя обойтись без стратегической переориентации.

В период истощающихся запасов природных энергоносителей и одновременного повышения спроса на них тот, кто не только организует их производство, но и контролирует поставки и разрабатывает новые альтернативные источники энергии, будет управлять миром. Индия, растущая экономика которой имеет 70-процентную зависимость от импортированного топлива и поставок оружия для своей безопасности, находится в неблагоприятных условиях, поскольку не имеет ни большого кармана китайцев и американцев, военной мощи русских и американцев, ни целеустремленности китайцев или русских.

Соперничество в обладании и управлении энергетическими ресурсами на перспективу собирается быть безжалостным и острым. Это в большой степени будет определять будущее каждой страны в этом веке.

Сейчас, когда Большая Игра активизируется, появилась необходимость переориентировать нашу (индийскую - прим. пер.) стратегию. В Индии должна быть создана своя, объединенная версия CNN, BBC, Al Jazeera, выражающая наш голос в регионе. Необходимо использовать преимущества новейших разработок нашей индустрии высоких технологий, потенциал нашей талантливой молодежи, а также опыт и возможности наших инженеров в развитие инфраструктуры и реализации топливно-энергетических проектов. Индия должна занять более достойное место в Западно-азиатском/Евразийском регионе.