В мюнхенском отеле 'Bayrischer Hof' с 9 по 11 февраля проходила 43-я Конференция по вопросам политики безопасности. На проводимой один раз в год встрече, которую организует негосударственная структура, но в значительной степени финансирует Федеральная Республика Германия, собираются главы государств и правительств, министры обороны, эксперты по вопросам безопасности и представители военно-промышленного комплекса, которые обсуждают темы, связанные с международной безопасностью. Учитывая этот частный характер организации форума, обсуждение здесь идет без обиняков и дипломатических тонкостей, как это принято на межправительственных встречах. В этом году всеобщее внимание привлекло выступление президента Российской Федерации Владимира Путина. Стоит упомянуть и еще один факт, который не всегда фигурирует в прессе: ставшие уже традиционными манифестации протеста пацифистов против проведения Конференции, которая обвиняется в организации встречи стран, проводящих наиболее настойчивую политику в плане вооружения.
Так почему же после выступления Путина разразился столь масштабный скандал? Вовсе не потому, что (российский президент) высказал отдельное, мало распространенное мнение, или мнение, с которым мы не могли бы согласиться. Напротив, наибольшее внимание привлекает к себе то, что Путин ясно описал ситуацию в мире, а такого не услышишь от политика, во всяком случае, от такого, который занимает наивысший пост в государстве. Выступление (Путина) стоит резюмировать следующим образом.
Окончились неудачей попытки создания однополярного мира, в котором Соединенные Штаты возвышались бы в качестве центра силы. Эти попытки были не просто лишены чувства реальности, они противоречили самому представлению о демократии, в которой власть незаконно удерживается большинством при уважительном отношении к меньшинству. Демократический мир всегда признает плюрализм, но 'те, кто нас учит (демократии), сами почему-то учиться не очень хотят'.
Использование силы для создания однополярного мира, управляемого единственной супердержавой, привело к возникновению гораздо большего числа вооруженных конфликтов и большему количеству человеческих жертв, чем предыдущая биполярная система. Кроме того, несоблюдение положений международного права привело к возникновению ситуации, когда страны, испытывающие чувство незащищенности, пытаются любыми способами получить оружие массового поражения. Единственная структура, способная разрешить применение силы - это Организация Объединенных Наций, а не НАТО или Европейский Союз.
Не соблюдаются ни подписанные двумя крупнейшими атомными державами соглашения о разоружении, ни договор о нераспространении ядерного оружия, учитывая постоянное увеличение числа стран, располагающих данным видом вооружения.
Необходимо решительно предотвратить милитаризацию космического пространства, наложив запрет на размещение оружия на орбите. Кроме того, Россия не согласна с решением Соединенных Штатов разместить на территории Польши и Чешской Республике системы ПРО, поскольку это вынуждает ее вновь начать процесс перевооружения. Неубедительно выглядят объяснения, что система направлена против стран, которые косвенно указываются в качестве источника возможной угрозы, учитывая, что они не располагают ракетами дальнего радиуса действия, и не будут располагать этим видом вооружения в ближайшем будущем.
В ответ на это выступление новый министр обороны США Роберт Гейтс (Robert Gates) заявил, что 'одной 'холодной войны' вполне достаточно', так, словно весьма уместные обвинения Путина означали начало нового периода конфронтации. Очевидно, что Россия не желает и не в состоянии проводить политику противостояния. В Германии, которая заинтересована в поддержании равновесия между Соединенными Штатами и Россией, комментарии к выступлению были направлены не на то, чтобы оспорить позицию Путина, а на то, чтобы понять мотивы, лежащие в основе его мнения. России придется решать многие проблемы на международной арене, и потому она старается укрепить чувство национализма, который усиливается благодаря благоприятной экономической ситуации, сложившейся из-за высоких цен на энергетические продукты.
Необходимо считаться с Россией как с той силой, которая не дает поглотить себя стремящейся к однополярному миру супердержаве, что уже в действительности произошло с Европейским Союзом.