Давно уже в России не было столь масштабных беспорядков. Днем в субботу около пяти тысяч человек в Санкт-Петербурге, невзирая на запрет городских властей на организацию митинга, собрались на антипутинский 'Марш несогласных', организованный оппозиционным движением 'Другая Россия'.
'Другая Россия' - это группировка, состоящая из сил, которые вряд ли объединились бы в другое время. Их держит вместе жестокость и непримиримость режима Путина. Демонстранты не случайно выбрали Санкт-Петербург, родной город Путина и 'витрину', которую он показывал своим коллегам по 'большой восьмерке'.
Уже лет десять ни в одном заметном российском городе не проводилось столь значительных акций протеста. Жестокие столкновения на улицах города не только обозначили начало года парламентских и президентских выборов, но и заставили многих усомниться в том, что, как утверждают кремлевские пропагандисты, после восьми лет правления Путина в России наступила стабильность.
После того, как полиция заблокировала демонстрантов на одной из центральных площадей города, те с криками 'Россия без Путина!', 'Долой коррумпированную власть!' и 'Даешь революцию!', прорвали полицейский кордон и пошли маршем по Невскому проспекту, главной магистрали Санкт-Петербурга. Наперерез разгневанной колонне рванулись полицейские машины, расчленив демонстрантов, а дальше в дело вступили спецподразделения по борьбе с беспорядками, избивавшие их дубинками и забрасывавшие дымовыми гранатами. На то, чтобы рассеять протестующих и восстановить контроль над центром города, полиции понадобилось несколько часов, в результате чего, по официальным данным, было задержано 50 демонстрантов. По утверждению представителей 'Другой России', полиция забрала в отделения и избила по меньшей мере две сотни ее сторонников, не считая тех, с кем не менее жестоко обошлись на улице. Депутат городского законодательного собрания Сергей Гуляев заявил, что, когда он взошел на трибуну и обратился с речью к участникам митинга, кто-то из ОМОНа (российской специальной милиции) столь грубо стащил его с трибуны, что он ударился головой о тротуар и пришел в себя только в автобусе, в котором его доставили в участок.
Причиной уличных протестов стала печальная реальность путинского режима, уже давно не предоставляющего своим противникам никаких общественных площадок для выражения своей позиции. Основные СМИ полностью подчинены власти, а парламент, как весьма лапидарно выразился спикер Думы Борис Грызлов в 2005 году - 'это не место для дискуссий'. Когда у народа нет возможности обсуждать жизнь в стране через парламент и через прессу, ему ничего не остается, кроме как выходить на улицы.
Кроме того, в такой ситуации возникают весьма странные альянсы. 'Другая Россия' - это действительно странная смесь: здесь и члены традиционной либерально-демократической партии 'Яблоко'; и новые либеральные движения, например 'Объединенный гражданский фронт' или 'Народно-демократический союз', во главе которых стоят, соответственно, бывший чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров и бывший премьер-министр в правительстве Путина Михаил Касьянов; и даже леворадикальная экстремистская Национал-большевистская партия (НБП) во главе с эксцентричным писателем Эдуардом Лимоновым. Либералы требуют демократических реформ, а воинственная НБП призывает к революции. Как и советских диссидентов прежних времен, их объединяет растущая несвобода в стране.
Пока в Санкт-Петербурге полицейские из ОМОНа разгоняли и избивали 'Другую Россию', несколько сотен человек собрались на менее громкую, но от того не менее эмоциональную уличную акцию и в Москве. В основном это были пенсионеры, заявлявшие, что, проработав всю жизнь на государство, сегодня они умирают, потому что на скудную государственную пенсию выжить невозможно.
Народное недовольство в России растет с ростом цен на товары и коммунальные услуги. При отсутствии возможности выражать свой протест в дозволенных законом рамках люди выходят на улицы, где протестные настроения дубинками и слезоточивым газом встречает полиция. Два года назад власть истратила 12 миллиардов долларов на то, чтобы общенациональная волна протеста против резкой отмены социальных льгот не переросла в массовые уличные беспорядки в главных городах, подобные тем, что произошли в прошлые выходные. Однако те деньги уже съедены растущими ценами, и может случиться так, что даже новые финансовые вливания не помогут предотвратить превращение уличных столкновений в Санкт-Петербурге и мирного митинга в Москве в предвестников нестабильности в год общенациональных и региональных выборов, жестко контролируемых властью.
В народе уже давно ходит грустный анекдот про то, что, если Путин не сможет повысить зарплаты и пенсии для всего недовольного населения, проблему все равно можно будет решить, резко повысив зарплату ОМОНу. Российская машина подавления сильна как всегда, и большинство народа все еще верит в 'доброго царя' в президентском кресле, хотя веры в государственные институты у людей уже нет.
Так что Путину пока нечего бояться - пока. Но уроки советской истории ясно показывают: если сами люди разуверятся в своем лидере, если его авторитет в их глазах испарится, то ему не помогут ни власть, ни сила.
________________________________________________
Борис Березовский: Народ против Путина ("Daily Times", Пакистан)