Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Ставить знак равенства между Россией и СССР - большая ошибка

Письмо в редакцию

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Справедливо ли, нет ли, но значительная часть российской элиты считает, что Запад подвел Россию. Когда в 1991 году распался Советский Союз, существовала уникальная возможность интегрировать Россию в Запад, но ею не воспользовались. Многие россияне недоумевают, почему Россию, чья экономика находилась в состоянии свободного падения, а государство во главе с вечно полупьяным Борисом Ельциным было близко к полному развалу

Сэр, мне очень понравилась статья Мартина Вульфа 'Русский медведь будет реветь, пока не выберется из капкана' (The Financial Times, Великобритания, 21 февраля 2007 года), но с рядом положений я не согласен.

Справедливо ли, нет ли, но значительная часть российской элиты считает, что Запад подвел Россию. Когда в 1991 году распался Советский Союз, существовала уникальная возможность интегрировать Россию в Запад, но ею не воспользовались. Многие россияне недоумевают, почему Россию, чья экономика находилась в состоянии свободного падения, а государство во главе с вечно полупьяным Борисом Ельциным было близко к полному развалу, превозносили за ее переход к демократии и 'далеко идущую' реформу экономики, а теперь, когда страна взялась за ум и принялась наводить порядок во внутриполитических и экономических делах, все, на что способны крупнейшие западные СМИ, - это обвинения в 'империализме', 'ирредентизме' и т.п.

Утверждение Мартина Вульфа о том, что экспансия НАТО к российской границе связана с историей России, я считаю более честными, чем официальную точку зрения [руководства НАТО - прим. перев.], согласно которой 'это идет на пользу России'. Многие россияне считают экспансию НАТО на восток нарушением обещаний, данных Российской Федерации в начале девяностых. Кроме того, многие считают ее не чем иным, как воссозданием существовавшего в двадцатые годы 'санитарного кордона', предназначенного для 'сдерживания' СССР. По прошествии пятнадцати лет с распада Советского Союза я нахожу этот давнишний страх перед Россией несколько иррациональным.

Экономические и политические планы России нацелены не на восстановление 'Советской империи', а на ее полную интеграцию в мировую экономику. Стремясь к этой цели, Россия который год смотрит в сторону Запада. Однако, получив там холодный прием, она все больше начинает интересоваться азиатско-тихоокеанским регионом, где страны, сильно нуждающиеся в российских природных ресурсах, уже обеспечивают примерно две третьих мирового ВВП. У меня сложилось впечатление, что в Европе еще не до конца осознали долгосрочные последствия возможной переориентации России на восток.

Что касается демократии, не думаю, что кто-нибудь из россиян возражал бы против построения стабильного, правового, открытого, процветающего общества. Отрицательные изменения последних нескольких лет преувеличиваются, тогда как положительные, вероятно, недооцениваются.

Например, с конца девяностых годов количество неправительственных организаций в России возросло почти в шесть раз. Зарегистрировано около 60 тысяч изданий, из которых государству принадлежит менее десяти процентов. За последние семь лет или около того в семь раз увеличилось количество россиян, обращающихся для разрешения проблем в суд, причем они выигрывают более двух третей дел, возбужденных против государственных органов.

Явно или опосредованно ставить знак равенства между Россией и СССР - большая ошибка. Страна ушла вперед, и обратного пути нет. Надеюсь, что Запад откроет глаза и, наконец-то, это заметит.

Евгений Жуков, Манила, Филиппины

_______________________________________________

Запад еще пожалеет, что задирает Россию ("The Guardian", Великобритания)

США, СССР и Россия: в поисках утраченного ("Washington ProFile", США)