Агенты ФБР подключились к расследованию покушения на жизнь эксперта по разведке, предположившего, что за отравлением в Лондоне бывшего российского агента стоял Кремль.
Следователи еще не заявляли о мотивах, которыми руководствовался стрелявший в четверг в Пола Джояла (Paul M. Joyal) в Адельфи (Adelphi), штат Мэриленд. Сотрудник одного из федеральных правоохранительных ведомств заявил, что полиция штата обратилась за помощью к Федеральному бюро расследований в частности потому, что Джоял был связан с общиной российских эмигрантов в США и открыто излагал свои взгляды на прошлогоднее отравление в Лондоне Александра Литвиненко, работавшего на КГБ и его преемницу - Федеральную службу безопасности России.
Джоял заявил 25 февраля в эфире телекомпании NBC, что убийство Литвиненко - это сигнал 'каждому, кто открыто выступает против Кремля: 'Если ты осмелился выступить против, то кем бы ты ни был и где бы ты ни был, мы тебя найдем и заставим замолчать, причем церемониться не будем'.
Джоялу было нанесено огнестрельное ранение в живот после того, как он вышел из машины. Свидетели сообщили следователям, что до выстрела он пререкался с двумя чернокожими мужчинами, которые затем скрылись. По словам друзей Джояла, он был госпитализирован в тяжелом состоянии и дышал через аппарат искусственного дыхания. Инцидент произошел в районе, примыкающем к шоссе Вашингтон-белтвэй (Washington Beltway) и считающемся криминогенным. В ходе расследования еще не было произведено арестов.
Департамент полиции графства Принц Джордж (Prince George's County) не сообщал о подробностях инцидента.
Дипломат российского посольства в Вашингтоне рекомендовал обращаться по всем вопросам, связанным с происшествием, к пресс-секретарю, который, однако, не отвечает на телефонные звонки.
Хотя преступление не имеет черт политического, оно произошло на фоне обострения отношений с Россией и подозрений относительно направления развития России при президенте Владимире Путине. По мнению экспертов, отравление Литвиненко полонием-210, редким радиоактивным изотопом, вряд ли могло быть осуществлено без поддержки со стороны государства в той или иной форме.
Официально обвинения по делу Литвиненко еще не предъявлены, но британское расследование считает главным подозреваемым ветерана российских спецслужб Андрея Лугового, который встречался с Литвиненко в лондонском кафе незадолго до того, как тот почувствовал недомогание.
Друг Литвиненко Александр Гольдфарб сообщил, что Джоял, который 'активно участвовал' в публичных дебатах о гибели Литвиненко, звонил ему за час до покушения. Гольдфарб отметил, что он также призывал провести слушания в конгрессе по этому вопросу.
Согласно биографии, размещенной на сайте вашингтонской консалтинговой фирмы National Strategies Inc., вице-президентом которой является Джоял, в 1980-1989 гг. он был директором по безопасности сенатского комитета по разведке. В последние годы он вел бизнес в России и Грузии (стране в Центральной Азии) [так в тексте - прим. пер.], а также был редактором разведывательного бюллетеня о России.
По мере оживления президентской кампании в США критика политики в отношении России может стать одним из козырей оппонентов президента Буша, который в начале своего президентского срока говорил о теплых личных отношениях с Путиным.
Некоторые конгрессмены призывают к более жесткому курсу в отношении Путина, который ведет репрессии против политических противников в стране и бросает вызов США на международной арене. Путин обещал уйти в отставку после истечения срока своих полномочий в следующем году, но ожидается, что он назовет имя преемника, победа которого будет гарантирована благодаря жесткому контролю над избирательной гонкой.
За годы президентства Путина в России произошло несколько нераскрытых убийств - зачастую людей, критически относившихся к Кремлю. До недавних пор считалось, что убийства [политических противников] за рубежом - это черта советской системы.
Летом прошлого года парламент России принял закон, который по сути легализует уничтожение находящихся за рубежом лиц, признанных представляющими угрозу национальной безопасности. Последний раз причастность России к 'мокрому делу' за рубежом была доказана в 2004 г. в Катаре, когда два российских агента были обвинены в прикреплении бомбы мощностью 2 кг в тротиловом эквиваленте к днищу автомобиля Toyota Land Cruiser, принадлежавшего бывшему главе чеченских сепаратистов Зелимхану Яндарбиеву. В результате взрыва Яндарбиев погиб, а его сын был тяжело ранен.