Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Насколько многополярна Москва?

Москва хочет, чтобы другие страны в своем стремлении к многополярности не всегда пренебрегали желаниями Америки

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Президент России Владимир Путин неоднократно призывал к созданию "многополярного" мира с целью ограничения способности Америки действовать в одностороннем порядке, без консультаций с другими странами, особенно с Россией. Путин подталкивает другие государства, в том числе входящие в Европейский Союз, а также Китай, присоединиться к нему в противостоянии американской гегемонии. Однако оказалось, что Москва хочет, чтобы другие страны в своем стремлении к многополярности не всегда пренебрегали желаниями Америки.

Президент России Владимир Путин неоднократно призывал к созданию "многополярного" мира с целью ограничения способности Америки действовать в одностороннем порядке, без консультаций с другими странами, особенно с Россией. Путин подталкивает другие государства, в том числе входящие в Европейский Союз, а также Китай, присоединиться к нему в противостоянии американской гегемонии. И действительно, Китай и некоторые европейские страны, в частности, Франция, также призвали к созданию многополярного мира, чтобы покончить с "однополярным" миром, в котором главенствующее положение занимает Америка.

Однако оказалось, что Москва хочет, чтобы другие страны в своем стремлении к многополярности не всегда пренебрегали желаниями Америки. Москва очень хочет, чтобы в одной особой сфере - где речь идет об отмене эмбарго Европейского Союза на продажу оружия Китаю, которое было введено после разгона демонстрации сторонников демократии на площади Тяньаньмэнь в 1989 году - члены ЕС с уважением отнеслись к желаниям Америки. Москва особенно нервничает, когда видит желание президента Франции Жака Ширака (Jacques Chirac) отменить санкции.

Российские чиновники избегают давать комментарии по этому вопросу, однако опасения России хорошо заметны в комментариях российской прессы. Но они и не критикуют эти комментарии, хотя они обычно делают это весьма охотно, когда то, что пишут российские журналисты, расходится с политикой администрации Путина.

В газете "Коммерсантъ" в статье от 28 января 2004 года, посвященной визиту главы Китая Ху Цзиньтао (Hu Jintao) в Париж и его встрече с Жаком Шираком, Антон Чемых отметил, что в случае отмены эмбарго ЕС Франция может начать продавать оружие Китаю. "Для России, наоборот, эти ограничения являются благом, так как, не имея возможности покупать оружие у ЕС, Китай покупает его у Москвы".

11 декабря 2004 года статья на эту тему появилась и в правительственной "Российской газете". В ней Федор Лукьянов сообщал, что и Франция, и Германия стремятся отменить европейское эмбарго. "Используя определенные лазейки, - пишет автор, - французы и сегодня поставляют оружие в Китай примерно на 100 миллионов евро ежегодно. В случае снятия эмбарго продажи французов и немцев могли бы вырасти в несколько раз". Сохранение эмбарго, наоборот, пойдет на пользу российским производителям оружия, предоставив им "передышку от жесткой конкуренции с европейскими производителями оружия".

27 октября 2006 года в "Коммерсанте" Александр Габуев написал, что поддержка Китаем проекта резолюции Совета Безопасности ООН по ядерной программе Ирана в редакции "евротройки" объясняется желанием Китая "добиться от европейских партнеров многих уступок, например, отмены эмбарго на поставки европейского оружия, введенного после событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 году".

Конечно, эти российские наблюдатели хотят, чтобы эмбарго на продажу европейского оружия Китаю оставалось в силе, не потому, что они разделяют европейские гуманитарные опасения, а потому, что они опасаются, что Китай в случае отмены эмбарго вместо России начнет покупать оружие у Франции и Германии.

Эти опасения понятны, так как Китай и Индия являются крупнейшими покупателями российского оружия. Однако страхи России кажутся преувеличенными. Хотя Индия имеет возможность покупать оружие у европейских стран, и делает это, она также покупает большие объемы российского оружия. Китай также, скорее всего, продолжит покупать большую часть своего оружия у России даже в случае отмены европейского эмбарго.

Однако Москва, судя по всему, не хочет проверять, так ли это все будет на практике. Поддержке многополярности и противостоянию американской гегемонии есть свое время и место, однако когда заходит вопрос об отмене европейского эмбарго на продажу оружия Китаю, Россия, несомненно, предпочитает, чтобы европейские правительства прислушивались к увещеваниям Америки не делать это.

Американская гегемония, несомненно, будет выгодна Москве, если она будет ограждать российских производителей оружия от конкуренции с европейскими компаниями на китайском рынке.

Марк Кац - преподаватель государственного управления и политологии в Университете им. Джорджа Мейсона (George Mason University)

___________________________________________________________

Мюнхенская речь Путина ("United Press International", США)