В этой стране никакое политическое событие не происходит само по себе. Значит, и последнее изобретение хореографов российской политической жизни появилось в ней не случайно: Владимир Делано Рузвельт.
Вряд ли кому-нибудь пришло бы в голову провести параллель между президентом России Владимиром В. Путиным и президентом Америки, имя которого сокращается как ФДР, но о ней говорил не кто иной, как главный президентский идеолог на конференции, которую, кстати, также мало кому пришло бы в голову провести в Москве - конференции, прошедшей в феврале в честь 125-й годовщины рождения Франклина Рузвельта. Под стать была и тема: 'Уроки 'Нового курса' для современной России и всего мира'.
Обычно Россия никаких уроков ни от кого не приемлет, скорее наоборот - если только урок не оказывается удобным поводом что-нибудь кому-нибудь доказать. И вот, найдя момент, когда так и получилось, заместитель главы кремлевской администрации Владислав Сурков ничтоже сумняшеся провозгласил ФДР 'идеологическим союзником', призвав Путина укрепить нынешнюю власть и 'максимально использовать потенциал президентской власти ради преодоления кризиса'. Как в свое время Рузвельт.
- Мне кажется, что идеи и эмоции, приводящие в движение наше общество сегодня, удивительно созвучны тем, что приводили в движение Америку в эпоху Рузвельта, - сказал Сурков, выступая на конференции в Московском государственном институте международных отношений - на следующий день в самой популярной газете страны целая полоса была посвящена этому событию. - Можно сказать, что если в ХХ веке Рузвельт был нашим военным союзником, то в XXI веке он становится нашим идеологическим союзником.
Но есть и еще одна причина, по которой, как многим кажется, появилось это сравнение. Говорят, что это может быть план: заставить Путина сделать то же, что в свое время сделал Рузвельт - пойти на третий срок. Собственно, этот имидж культивировал сам Путин, заявлявший, что считает Рузвельта одним из своих героев. Как писал в феврале обозреватель 'Известий' Александр Архангельский, Путин сам 'заложил моду на рузвельтианство', в своем прошлогоднем обращении к парламенту приведя фразу, сказанную Рузвельтом в 1934 году во время одной из своих знаменитых 'бесед у камина': 'Мы действительно наступали кое-кому на 'больные мозоли', и будем наступать на них впредь. Это 'мозоли' тех, кто старается достичь высокого положения или богатства, а может быть, того и другого вместе, коротким путем - за счет общего блага'. По словам Архангельского, президент России использовал 'грандиозный американский пример', чтобы 'оттенить и возвести в историческую степень путинский "новый курс" - борьбу с олигархией, преодоление Великой депрессии, установление государственного порядка'.
Однако это сравнение представляется в лучшем случае натянутым. Действительно, Путин борется с олигархией, если 'избирательное преследование' государством одного олигарха, основателя компании "ЮКОС" Михаила Ходорковского, пошедшего не в ногу с государством и сидящего сейчас за это в тюрьме, можно так назвать. Действительно, 90-е годы были временем жутких финансовых неурядиц и коллапса всей новой российской экономики, но это была отнюдь не Великая депрессия - да и, надо сказать, повышение цен на нефть сыграло в выводе страны из кризиса роль не меньшую, чем все остальные факторы.
'Государственный порядок' тоже был установлен - уж в этом-то нет сомнений, - только сделано это было путем перехода власти в Кремль за счет гражданского общества и инакомыслящих, которых считают не основным элементом здоровой демократии, а основной угрозой таковой.
Осенью 2005 года Путин объявил о начале реформ, известных как 'национальные проекты', в сфере образования, здравоохранения, жилищного строительства и сельского хозяйства, которые и по названию, и по масштабам вполне соответствуют 'Новому курсу'. Кроме того, он искусно и при каждом удобном случае показывает во всем мире, какой сильной и снова великой нацией стала Россия, что и объясняет отчасти, почему у него такие необычайно высокие рейтинги. Наконец, как и ФДР, его часто величают просто инициалами - ВВП (кстати, ВВП - это еще и сокращение для русского термина, соответствующего нашему gross domestic product).
Архангельский считает, что образ Рузвельта пытаются эксплуатировать две группировки. Одна всячески подчеркивает - и, как это обычно бывает в политике, впоследствии преувеличивает - место Путина в истории, начиная уже сейчас, во время второго и последнего, согласно конституции, президентского срока Путина, сооружать ему прижизненный памятник. 'Другая же группа', - считает Архангельский, - 'готовит почву для того, чтобы он остался у власти на третий и четвертый срок' (так в тексте - прим. перев.).
Как в свое время Рузвельт.
Директор Фонда эффективной политики и политический консультант Кремля Глеб Павловский, будто об этом и без него никто не знал, в своем выступлении лишний раз напомнил собравшимся об этой аномалии в истории американской власти. По его словам, для Путина было бы 'опасно' уйти в следующем году, хотя президент уже неоднократно говорил, что сделает это.
- Я совершено уверен, что Путин не хочет менять конституцию, но боюсь, что ситуация такова, что электорат захочет, чтобы он остался, - заявил Павловский в беседе с журналистами. Его, судя по всему, эта возможность нисколько не беспокоит.
Глава ассоциации предпринимателей 'Деловая Россия' Борис Титов, также принимавший участие в конференции, сказал, что большинство участников все же понимает, что третий срок для Путина будет в корне отличаться и от третьего, и от четвертого срока для Рузвельта.
- В то время в Штатах не оставаться на третий срок было традицией, а не законом. А в России это конституционный закон. И это огромная разница.
Однако популярный таблоид 'Комсомольская правда', посвятивший освещении конференции целую полосу, эту разницу играючи проигнорировал, поставив рядом портреты Путина и Рузвельта и вопрошая: 'Путин - это Рузвельт сегодня?' Редакция сделала предположение, что посол США в России не досидел до конца конференции и покинул зал потому, что пошел писать срочную депешу в Вашингтон: 'Получен ответ на сокровенный вопрос: кто вы, мистер Путин? Это Рузвельт сегодня!'
Что касается Бернса, то он в своей речи указал, что 'гений Рузвельта' заключался как раз в том, что он понял: восстановление экономики и общественной структуры страны обязательно должно опираться на соответствующие институты. Он также привел высказывание Рузвельта: 'Величие Америки - в ее принципах и институтах, а не в отдельных личностях'. И это, пожалуй, лучшее, что Путин мог бы, при желании, взять от Рузвельта.
* * *
'Беседы у камина' ("Fireside chats") - серия из 30 выступлений президента США Ф.Д. Рузвельта по радио с 1933 по 1944 гг., в которой он пропагандировал идеи 'Нового курса' и поднимал дух американского народа во время Второй мировой войны. По данным исследователей, эти выступления, начало которым было положено еще в бытность Рузвельта губернатором штата Нью-Йорк, стали самыми популярными радиопрограммами своего времени.
_____________________________________________
Chutzpah в переводе на русский значит 'наглость' ("The Wall Street Journal", США)
Слова Путина - 'холодный душ', а не новая 'холодная война' ("The Financial Times", Великобритания)