В нашей стране давно стало нормой открещиваться от советского прошлого, представляя его бесконечной чередой несправедливости, мучений и мракобесия. Между тем часть отвергаемого советского наследства является для Запада мечтой о счастливом будущем.
Возьмем, например, положение женщин - вечную тему озабоченности европейских правозащитников. Замкнутый круг дети - кухня - церковь как идеал для женского самовыражения был отвергнут советской властью в самом ее начале, но не изжит в демократической Европе до сих пор. Сейчас мы с удивлением узнаем, что в сверхсвободной Швейцарии женщинам предоставили право голоса только в 70-х годах прошлого века, а, например, во Франции еще совсем недавно женщина не могла открыть в банке счет без письменного согласия мужа.
Поэтому, когда из Брюсселя приходит очередная директива под лозунгом вроде "Увеличим занятость женщин в народном хозяйстве", нам остается только тихо над ней посмеяться и вспомнить наши "перегибы на местах" в виде пресловутой шпалоукладчицы. Наши женщины уже давно выглядят слегка уставшими от слишком полного равенства с мужчинами и готовы поменяться местами, скажем, с "забитыми" голландками, более 70% которых работают на полставки.
Или, например, борьба с курением, объявленным в Европе абсолютным злом. Там в некоторых странах ведутся жаркие дебаты - запрещать или нет курение в общественном транспорте. В проклятое советское время этот вопрос даже и не обсуждался - всем было и так ясно, что курение на транспорте не только вредно для окружающих, но и опасно для самих курильщиков.
Вот и получается, что благодаря советскому наследству мы порой выглядим более прогрессивными, чем "старая" Европа. Эти наблюдения подтверждают и многие иностранцы, побывавшие в новых странах ЕС, которые западная пресса вот уже много лет продолжает презрительно называть "пост-коммунистическими".
Но есть и приобретения последнего времени. В частности, возможности для молодежи. Мы к этому привыкли, и даже любим покритиковать страну, где в неполные 30 лет можно стать министром, а в 20 с небольшим - возглавить крупную компанию. В государствах с устоявшимися традициями это просто немыслимо.
Так что делаю прогноз: многие из разъехавшихся по заграницам вернутся. Несмотря на все трудности переходного периода, главная из которых тотальная нехватка денег, здесь для активных людей ничуть не меньше перспектив, а кое в чем - и свободы.