Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Петля времени

О Сталине говорили, писали и думали очень много, тема эта не иссякла ни после его смерти, ни даже после хрущевских разоблачений на известном ХХ съезде партии

Петля времени picture
Петля времени picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
К сожалению сегодня, после распада СССР, очень многие пришли к убеждению, что та страшная цена, которую Сталин заплатил жизнями наших предков, оправдана укреплением государства и удержанием империи. Тогда возникает вопрос самый генеральный: что же все-таки важнее - государство или человек? Признаюсь, однозначного ответа на этот вопрос у меня тоже нет, но только если речь идет о каком-то конкретном, единичном случае

Заратустра продолжал сидеть на земле возле мертвого и был погружен в свои мысли: так забыл он о времени. . . . Темна ночь, темны пути Заратустры. 'Идем, холодный, недвижный товарищ!' Сказав это в сердце своем, Заратустра взял труп себе на спину и пустился в путь. . . . Заратустра очутился в глубоком лесу, и дальше уже не было видно дороги. Тогда он положил мертвого в дупло дерева на высоте своей головы - ибо он хотел защитить его от волков - и сам лег на землю, на мох. И тотчас уснул он, усталый телом, но с непреклонной душою. Долго спал Заратустра, . . . но наконец он открыл глаза и возликовал: ибо он увидел новую истину. 'Свет низошел на меня: мне нужны спутники, и притом живые, - не мертвые спутники и не трупы, которых ношу я с собою, куда я хочу. . . .И ты, мой первый спутник, оставайся с благом! . . . Я расстаюсь с тобою, ибо время прошло. . . '

Ф.Ницше, 'Так говорил Заратустра'.

По официальной информации И.Сталин умер 5 марта 1953 года. Произошло это в бывшем имении графа Орлова, больше известном как 'Кунцевская дача', где и обитал до своего последнего часа 'вождь всех народов', будучи, по мнению соратников по партии, 'пленником собственного страха'. Как свидетельствуют очевидцы, в ночь на 2 марта охраной Сталина сюда были срочно вызваны Хрущев, Маленков, Берия и Молотов (по другой версии - Булганин). Им сообщили, что Сталин уже много часов не подает признаков жизни. Охрана не могла узнать, в чем дело, из-за сложности внутренней системы сообщения между тремя отдельными помещениями, в одном из которых находился Сталин. Открыть двери мог только он сам при помощи специального электрического механизма. Так как никто из охраны не знал, в какой именно комнате находился Сталин, им пришлось взламывать все двери подряд: открыли одну, затем другую - здесь его и нашли, безжизненно лежащим на полу. Члены Бюро Президиума приняли решение дежурить посменно на даче и разбились на пары. Причин тому было несколько: чтобы запомнить слова Сталина, если он придет в сознание, и передать его завещание партии. Еще ждали, что вождь назовет преемника:

Окончательно о смерти Сталина было объявлено только 5 марта. Последняя трагедия, связанная непосредственно с именем 'вождя', случилась во время его похорон - 9 марта. В связи с огромным количеством советских людей, пожелавших проститься со своим кумиром, возникла страшная давка. Точное количество пострадавших, растоптанных и раздавленных толпой, до сих пор неизвестно, зафиксировано только, что одна из неопознанных жертв получила номер 1422, причем нумерация велась исключительно для тех погибших, которых нельзя было опознать без помощи родственников и друзей. Набальзамированное тело Сталина было помещено на всеобщее обозрение в мавзолей Ленина, который с того момента вплоть до 31 октября 1961 года стал именоваться как 'Мавзолей В. И. Ленина и И. В. Сталина'. 5 марта 1953 года было завершено более чем тридцатилетнее правление И.Сталина, целая эпоха в жизни Советского Союза. Все, что происходило в течение этих 30 лет, представляло собой чудовищный эксперимент, доселе невиданный в человеческой истории, в результате которого и сформировалась практически новая общественно-экономическая формация под названием СССР. В большой степени продуктом этой формации мы с вами и являемся.

О Сталине говорили, писали и думали очень много, тема эта не иссякла ни после его смерти, ни даже после хрущевских разоблачений на известном ХХ съезде партии. До настоящего времени по всему миру выходят солидные исследования и монографии, в которых время правления Сталина и он сам подаются с самыми неожиданными интерпретациями. В некоторых из них Сталин предстает совершенно гениальной личностью, как кто-то выразился, 'фантастическим гибридом Чингисхана и Фантомаса'. В других - наоборот, Сталин выглядит семинаристом-недоучкой, человеком серым, примитивным, крайне злопамятным и жестоким. В то же время, например, бывший госсекретарь США Генри Киссинджер в своей работе 'Дипломатия' всячески превозносит Сталина, сравнивая его ни много, ни мало - с Ришелье и Бисмарком. По мнению многих специалистов, речь идет уже не столько о самом Сталине, сколько о 'сталинской легенде', про аналогию с которой писал еще Стендаль: 'Я люблю Наполеона всей силой своего презрения к тем, кто пришел ему на смену'. Можно, конечно, еще раз попытаться подойти к личности Сталина непредвзято, проанализировав все 'за' и 'против', только вряд ли в результате этого что-то в нашем понимании изменится. Но, так или иначе, говоря о Сталине, спор ведется вокруг двух, самых принципиальных вопросов: 1.Были ли 'великие сталинские свершения' на самом деле великими и необходимыми? 2. Может ли быть оправдана та страшная цена, которую народам Советского Союза пришлось за эти свершения заплатить?

На одну чашу весов можно поставить невероятные сталинские репрессии, раскулачивание, 'голодомор', этнический террор с переселением целых народов в Сибирь и Среднюю Азию, насильственную индустриализацию, ГУЛАГ, немыслимые жертвы в Великой Отечественной войне. . . Цена этих 'этапов большого пути' - десятки миллионов человеческих жизней. С другой стороны, Сталин был политиком, совершенно циничным, расчетливым и безжалостным, причем по отношению ко всем - к собственной семье, к своему окружению, к партии и к миллионам соотечественников. Именно эти качества и обеспечили ему удержание власти и достижение тех целей, которые он считал необходимыми. Тот же Черчилль не раз повторял, что 'политика - это тот род деятельности, который не регулируется ни высокими идеалами, ни благими намерениями'. Он же поставил Сталину в заслугу то, что он, якобы, 'спас Россию, приняв ее с сохой и оставив с атомной бомбой'. К этому утверждению я лично отношусь очень скептически. Северокорейского Ким Чен Ира в таком случае тоже можно назвать исторической личностью, он своему народу и соху оставил, и атомной бомбой обзавелся.

К сожалению сегодня, после распада СССР, очень многие пришли к убеждению, что та страшная цена, которую Сталин заплатил жизнями наших предков, оправдана укреплением государства и удержанием империи. Тогда возникает вопрос самый генеральный: что же все-таки важнее - государство или человек? Признаюсь, однозначного ответа на этот вопрос у меня тоже нет, но только если речь идет о каком-то конкретном, единичном случае. К философии Сталина это не имеет ни малейшего отношения. Все время его правления, благодаря усилиям в первую очередь его воли и созданного им карательного аппарата, не останавливаясь ни на день, работала циклопическая государственная 'мясорубка', пропуская через себя человеческий материал в количествах, не доступных для понимания. И все это - во имя государства и 'светлого будущего'. Сталин, конечно же, был человеком, воспитанным в других традициях, он даже как-то в на праздничном обеде в кремлевской квартире К.Ворошилова 7 ноября 1937 года заявил: - 'Я - не европеец, а обрусевший грузин-азиат', - но даже этим его политику полного пренебрежения к отдельно взятой человеческой жизни оправдать невозможно. На мой взгляд, главным итогом 'эпохи Сталина' и является укоренившая в сознании его последователей формула: государство - все, человек - ничто.

'Заслуга' Сталина состоит еще и в том, что он создал так называемую 'сталинскую модель' государства. На мой взгляд, в современной Беларуси она не претерпела почти никаких изменений, да и в России дела обстоят не лучше. Политологи считают, что суть этой 'модели' состоит, прежде всего, в особой форме так называемого 'вертикального социального контракта'. При этом варианте государственного устройства личные свободы и права граждан как бы передаются государству в обмен на социальные гарантии. Эта 'модель' не предполагает никаких политических посредников между властью (в лице вождя) и народом. Существование гражданского общества при этом вообще не предусмотрено, соответственно и никакое 'общественное мнение' во внимание не принимается. Порядок в стране обеспечивается силой принуждения репрессивных органов с опорой на народ, находящийся в состоянии постоянной мобилизационной готовности в страхе перед 'врагом', как внешним, так и внутренним. В результате граждане такого государства превращаются с одной стороны, в 'трудовые резервы', а с другой - в 'электорат', реальное участие в политической жизни которого сводится исключительно к участию в голосовании во время очередных выборов. Непременной составляющей такой 'модели' является и 'культ личности', 'культ вождя', в той или иной степени проявления.

Без всякого сомнения, несмотря на все 'рыночные преобразования', система государственного управления как в России, так и в Беларуси целиком и полностью скопирована со 'сталинской', вернее, даже не скопирована, а является самым прямым ее продолжением. И это касается не только 'вертикали' исполнительной власти, но и всей государственной эстетики, массовой культуры, символов, архитектуры, моральных ценностей, партийного строительства (в том числе и оппозиционного), всех тех шаблонов, которые были созданы в те роковые тридцать лет сталинского правления. Сегодня можно определенно констатировать, что Ленин, как основатель советского государства - умер, но Сталин в массовом сознании по-прежнему продолжает жить, что проявляется в отказе нашего руководства от любых новых форм организации жизни. Некоторые социологи в этом смысле предлагают провести такой эксперимент. Памятники Ленину на постсоветском пространстве стоят практически в каждом городе, и никто, кроме голубей и ворон, на них не обращает ни малейшего внимания. Но попробуйте воздвигнуть памятник Сталину, как моментально у всех напрягутся нервы и за этим последует психологический взрыв, у одной половины - от радости и ликования, у другой - от негодования и протеста.

За примерами далеко ходить не надо, взять хотя бы пресловутую 'Линию Сталина', мемориальный фортификационный комплекс, воссозданный неподалеку от Минска. Равнодушным он может оставить только того, кто о нем ничего не знает. И дело здесь не в какой-то исторической познавательной ценности мемориала, которая в данном случае приближается к нулю, и даже не в бизнес-проекте, на мой взгляд, совершенно бездарном. Уверен, организаторы проекта предполагали нечто большее, чем просто демонстрацию окопов, дотов и дзотов предвоенной поры, кстати, так и не пригодившихся в реальной военной кампании. Задача была другой - вернуть слово 'Сталин' в современную жизнь, легализовать его в общественном сознании, придать ему 'обыкновенность', вслед за чем неизбежно должна произойти реабилитация и самого носителя этого имени и его эпохи. Зачем это понадобилось белорусским идеологам? Разгадка проста - им абсолютно нечего предложить населению, кроме все того же 'сталинизма' и его 'ценностей'.

Многие, наверное, помнят замечательный фильм режиссера Владимира Хотиненко 'Зеркало для героя'. Это фантастическая притча по мотивам повести А.Рыбаса, в которой рассказывается о том, как два человека, наблюдая за киносъемками, цепляются за какой-то шнур и внезапно перемещаются из конца 80-х годов ХХ века в небольшой шахтерский городок конца сороковых послевоенных годов. Они оказываются в 'петле времени', для них снова и снова повторяется один и тот же день - воскресенье, 8 мая 1949 года. . . Герои фильма пытаются изменить события, но безуспешно, на следующее утро все повторяется. Наблюдая за людьми того времени, один из героев фильма говорит с отчаянием: 'Они не помнят ничего, ни добра, ни зла. Kак градусники: стряхнул и нет ничего'. Вот и мне кажется, что конечная цель устроителей 'Линии Сталина', как и всех остальных, кто пытается как-то реанимировать 'эпоху Сталина' и даже воссоздать ее повторно - сделать из нас, а также из наших детей и внуков, все тех же 'людей-градусников', не помнящих ни добра, ни зла, которых так легко при необходимости приносить в жертву и манипулировать ими, как пожелаешь. 'Стряхнул' их потом, и можно все начинать сначала... На наши спины пытаются взвалить 'исторический труп', с которым не только двигаться вперед, но и вообще выбраться из этой сталинской 'петли времени' будет невозможно. Надо наконец проснуться и, как Заратустра, увидеть новую истину: 'Нам нужны спутники, и притом живые, - не мертвые спутники и не трупы, которых мы носим с собою, куда захотим. . . .И ты, наш первый спутник, оставайся с благом! . . . Мы расстаемся с тобою, ибо время твое прошло. . .'