Заратустра продолжал сидеть на земле возле мертвого и был погружен в свои мысли: так забыл он о времени. . . . Темна ночь, темны пути Заратустры. 'Идем, холодный, недвижный товарищ!' Сказав это в сердце своем, Заратустра взял труп себе на спину и пустился в путь. . . . Заратустра очутился в глубоком лесу, и дальше уже не было видно дороги. Тогда он положил мертвого в дупло дерева на высоте своей головы - ибо он хотел защитить его от волков - и сам лег на землю, на мох. И тотчас уснул он, усталый телом, но с непреклонной душою. Долго спал Заратустра, . . . но наконец он открыл глаза и возликовал: ибо он увидел новую истину. 'Свет низошел на меня: мне нужны спутники, и притом живые, - не мертвые спутники и не трупы, которых ношу я с собою, куда я хочу. . . .И ты, мой первый спутник, оставайся с благом! . . . Я расстаюсь с тобою, ибо время прошло. . . '
Ф.Ницше, 'Так говорил Заратустра'.
По официальной информации И.Сталин умер 5 марта 1953 года. Произошло это в бывшем имении графа Орлова, больше известном как 'Кунцевская дача', где и обитал до своего последнего часа 'вождь всех народов', будучи, по мнению соратников по партии, 'пленником собственного страха'. Как свидетельствуют очевидцы, в ночь на 2 марта охраной Сталина сюда были срочно вызваны Хрущев, Маленков, Берия и Молотов (по другой версии - Булганин). Им сообщили, что Сталин уже много часов не подает признаков жизни. Охрана не могла узнать, в чем дело, из-за сложности внутренней системы сообщения между тремя отдельными помещениями, в одном из которых находился Сталин. Открыть двери мог только он сам при помощи специального электрического механизма. Так как никто из охраны не знал, в какой именно комнате находился Сталин, им пришлось взламывать все двери подряд: открыли одну, затем другую - здесь его и нашли, безжизненно лежащим на полу. Члены Бюро Президиума приняли решение дежурить посменно на даче и разбились на пары. Причин тому было несколько: чтобы запомнить слова Сталина, если он придет в сознание, и передать его завещание партии. Еще ждали, что вождь назовет преемника:
Окончательно о смерти Сталина было объявлено только 5 марта. Последняя трагедия, связанная непосредственно с именем 'вождя', случилась во время его похорон - 9 марта. В связи с огромным количеством советских людей, пожелавших проститься со своим кумиром, возникла страшная давка. Точное количество пострадавших, растоптанных и раздавленных толпой, до сих пор неизвестно, зафиксировано только, что одна из неопознанных жертв получила номер 1422, причем нумерация велась исключительно для тех погибших, которых нельзя было опознать без помощи родственников и друзей. Набальзамированное тело Сталина было помещено на всеобщее обозрение в мавзолей Ленина, который с того момента вплоть до 31 октября 1961 года стал именоваться как 'Мавзолей В. И. Ленина и И. В. Сталина'. 5 марта 1953 года было завершено более чем тридцатилетнее правление И.Сталина, целая эпоха в жизни Советского Союза. Все, что происходило в течение этих 30 лет, представляло собой чудовищный эксперимент, доселе невиданный в человеческой истории, в результате которого и сформировалась практически новая общественно-экономическая формация под названием СССР. В большой степени продуктом этой формации мы с вами и являемся.
О Сталине говорили, писали и думали очень много, тема эта не иссякла ни после его смерти, ни даже после хрущевских разоблачений на известном ХХ съезде партии. До настоящего времени по всему миру выходят солидные исследования и монографии, в которых время правления Сталина и он сам подаются с самыми неожиданными интерпретациями. В некоторых из них Сталин предстает совершенно гениальной личностью, как кто-то выразился, 'фантастическим гибридом Чингисхана и Фантомаса'. В других - наоборот, Сталин выглядит семинаристом-недоучкой, человеком серым, примитивным, крайне злопамятным и жестоким. В то же время, например, бывший госсекретарь США Генри Киссинджер в своей работе 'Дипломатия' всячески превозносит Сталина, сравнивая его ни много, ни мало - с Ришелье и Бисмарком. По мнению многих специалистов, речь идет уже не столько о самом Сталине, сколько о 'сталинской легенде', про аналогию с которой писал еще Стендаль: 'Я люблю Наполеона всей силой своего презрения к тем, кто пришел ему на смену'. Можно, конечно, еще раз попытаться подойти к личности Сталина непредвзято, проанализировав все 'за' и 'против', только вряд ли в результате этого что-то в нашем понимании изменится. Но, так или иначе, говоря о Сталине, спор ведется вокруг двух, самых принципиальных вопросов: 1.Были ли 'великие сталинские свершения' на самом деле великими и необходимыми? 2. Может ли быть оправдана та страшная цена, которую народам Советского Союза пришлось за эти свершения заплатить?
На одну чашу весов можно поставить невероятные сталинские репрессии, раскулачивание, 'голодомор', этнический террор с переселением целых народов в Сибирь и Среднюю Азию, насильственную индустриализацию, ГУЛАГ, немыслимые жертвы в Великой Отечественной войне. . . Цена этих 'этапов большого пути' - десятки миллионов человеческих жизней. С другой стороны, Сталин был политиком, совершенно циничным, расчетливым и безжалостным, причем по отношению ко всем - к собственной семье, к своему окружению, к партии и к миллионам соотечественников. Именно эти качества и обеспечили ему удержание власти и достижение тех целей, которые он считал необходимыми. Тот же Черчилль не раз повторял, что 'политика - это тот род деятельности, который не регулируется ни высокими идеалами, ни благими намерениями'. Он же поставил Сталину в заслугу то, что он, якобы, 'спас Россию, приняв ее с сохой и оставив с атомной бомбой'. К этому утверждению я лично отношусь очень скептически. Северокорейского Ким Чен Ира в таком случае тоже можно назвать исторической личностью, он своему народу и соху оставил, и атомной бомбой обзавелся.
К сожалению сегодня, после распада СССР, очень многие пришли к убеждению, что та страшная цена, которую Сталин заплатил жизнями наших предков, оправдана укреплением государства и удержанием империи. Тогда возникает вопрос самый генеральный: что же все-таки важнее - государство или человек? Признаюсь, однозначного ответа на этот вопрос у меня тоже нет, но только если речь идет о каком-то конкретном, единичном случае. К философии Сталина это не имеет ни малейшего отношения. Все время его правления, благодаря усилиям в первую очередь его воли и созданного им карательного аппарата, не останавливаясь ни на день, работала циклопическая государственная 'мясорубка', пропуская через себя человеческий материал в количествах, не доступных для понимания. И все это - во имя государства и 'светлого будущего'. Сталин, конечно же, был человеком, воспитанным в других традициях, он даже как-то в на праздничном обеде в кремлевской квартире К.Ворошилова 7 ноября 1937 года заявил: - 'Я - не европеец, а обрусевший грузин-азиат', - но даже этим его политику полного пренебрежения к отдельно взятой человеческой жизни оправдать невозможно. На мой взгляд, главным итогом 'эпохи Сталина' и является укоренившая в сознании его последователей формула: государство - все, человек - ничто.
'Заслуга' Сталина состоит еще и в том, что он создал так называемую 'сталинскую модель' государства. На мой взгляд, в современной Беларуси она не претерпела почти никаких изменений, да и в России дела обстоят не лучше. Политологи считают, что суть этой 'модели' состоит, прежде всего, в особой форме так называемого 'вертикального социального контракта'. При этом варианте государственного устройства личные свободы и права граждан как бы передаются государству в обмен на социальные гарантии. Эта 'модель' не предполагает никаких политических посредников между властью (в лице вождя) и народом. Существование гражданского общества при этом вообще не предусмотрено, соответственно и никакое 'общественное мнение' во внимание не принимается. Порядок в стране обеспечивается силой принуждения репрессивных органов с опорой на народ, находящийся в состоянии постоянной мобилизационной готовности в страхе перед 'врагом', как внешним, так и внутренним. В результате граждане такого государства превращаются с одной стороны, в 'трудовые резервы', а с другой - в 'электорат', реальное участие в политической жизни которого сводится исключительно к участию в голосовании во время очередных выборов. Непременной составляющей такой 'модели' является и 'культ личности', 'культ вождя', в той или иной степени проявления.
Без всякого сомнения, несмотря на все 'рыночные преобразования', система государственного управления как в России, так и в Беларуси целиком и полностью скопирована со 'сталинской', вернее, даже не скопирована, а является самым прямым ее продолжением. И это касается не только 'вертикали' исполнительной власти, но и всей государственной эстетики, массовой культуры, символов, архитектуры, моральных ценностей, партийного строительства (в том числе и оппозиционного), всех тех шаблонов, которые были созданы в те роковые тридцать лет сталинского правления. Сегодня можно определенно констатировать, что Ленин, как основатель советского государства - умер, но Сталин в массовом сознании по-прежнему продолжает жить, что проявляется в отказе нашего руководства от любых новых форм организации жизни. Некоторые социологи в этом смысле предлагают провести такой эксперимент. Памятники Ленину на постсоветском пространстве стоят практически в каждом городе, и никто, кроме голубей и ворон, на них не обращает ни малейшего внимания. Но попробуйте воздвигнуть памятник Сталину, как моментально у всех напрягутся нервы и за этим последует психологический взрыв, у одной половины - от радости и ликования, у другой - от негодования и протеста.
За примерами далеко ходить не надо, взять хотя бы пресловутую 'Линию Сталина', мемориальный фортификационный комплекс, воссозданный неподалеку от Минска. Равнодушным он может оставить только того, кто о нем ничего не знает. И дело здесь не в какой-то исторической познавательной ценности мемориала, которая в данном случае приближается к нулю, и даже не в бизнес-проекте, на мой взгляд, совершенно бездарном. Уверен, организаторы проекта предполагали нечто большее, чем просто демонстрацию окопов, дотов и дзотов предвоенной поры, кстати, так и не пригодившихся в реальной военной кампании. Задача была другой - вернуть слово 'Сталин' в современную жизнь, легализовать его в общественном сознании, придать ему 'обыкновенность', вслед за чем неизбежно должна произойти реабилитация и самого носителя этого имени и его эпохи. Зачем это понадобилось белорусским идеологам? Разгадка проста - им абсолютно нечего предложить населению, кроме все того же 'сталинизма' и его 'ценностей'.
Многие, наверное, помнят замечательный фильм режиссера Владимира Хотиненко 'Зеркало для героя'. Это фантастическая притча по мотивам повести А.Рыбаса, в которой рассказывается о том, как два человека, наблюдая за киносъемками, цепляются за какой-то шнур и внезапно перемещаются из конца 80-х годов ХХ века в небольшой шахтерский городок конца сороковых послевоенных годов. Они оказываются в 'петле времени', для них снова и снова повторяется один и тот же день - воскресенье, 8 мая 1949 года. . . Герои фильма пытаются изменить события, но безуспешно, на следующее утро все повторяется. Наблюдая за людьми того времени, один из героев фильма говорит с отчаянием: 'Они не помнят ничего, ни добра, ни зла. Kак градусники: стряхнул и нет ничего'. Вот и мне кажется, что конечная цель устроителей 'Линии Сталина', как и всех остальных, кто пытается как-то реанимировать 'эпоху Сталина' и даже воссоздать ее повторно - сделать из нас, а также из наших детей и внуков, все тех же 'людей-градусников', не помнящих ни добра, ни зла, которых так легко при необходимости приносить в жертву и манипулировать ими, как пожелаешь. 'Стряхнул' их потом, и можно все начинать сначала... На наши спины пытаются взвалить 'исторический труп', с которым не только двигаться вперед, но и вообще выбраться из этой сталинской 'петли времени' будет невозможно. Надо наконец проснуться и, как Заратустра, увидеть новую истину: 'Нам нужны спутники, и притом живые, - не мертвые спутники и не трупы, которых мы носим с собою, куда захотим. . . .И ты, наш первый спутник, оставайся с благом! . . . Мы расстаемся с тобою, ибо время твое прошло. . .'