Текст публикуется с любезного разрешения редакции 'Project Syndicate'
На Западе многие задают вопрос, будет ли Россия продолжать использовать природный газ как средство экономического и политического давления на Украину, Грузию и другие страны, расположенные, согласно Кремлю, в 'ближнем зарубежье'. Использование 'энергетического оружия', однако, не просто тактика: оно лежит в основе господствующей доктрины, направляющей курс российской внешней политики.
Политика России в отношении бывших советских стран основана на доктрине 'либеральной империи', согласно которой главные государственные и частные компании России должны принять на себя руководство над ключевыми экономическими объектами на территориях бывших советских республик, скупая их активы. В этом контексте слово "либеральный" должно быть понято так, чтобы предположить, что империя 'новой российской мечты' должна быть построена чисто экономическими средствами, исключая любые насильственные действия, направленные против других наций.
Естественно, ключевая роль в этой модели отводится поставкам энергии в бывшие советские страны. В частности, российский энергетический гигант Газпром использует увеличения цен на газ как средство наказать "непослушных" соседей. Украина была наказана этим способом за ее рвение объединиться с Западом после Оранжевой Революции. Однако, после возвращения пророссийского Виктора Януковича на пост украинского премьер-министра, прозападная ориентация страны значительно ослабла. Таким образом, не стоит удивляться, что Украина под руководством Януковича больше не сталкивалась ни с какими дальнейшими проблемами с поставками российского газа.
Но Грузия остается главной целью Кремля-Газпрома. Попытка России втянуть Грузию в свою имперскую сеть началась летом 2003 года, когда российская энергетическая монополия Объединенная Энергетическая Система взяла на себя управление 75% электросети Грузии. После Розовой Революция в ноябре 2003 года российские компании оказались самыми алчными покупателями грузинских предприятий и их активов.
Первым существенным препятствием на пути планов России на Грузию было вмешательство Соединенных Штатов, которые потребовали, чтобы грузинское правительство прекратило переговоры с Газпромом и запретили Грузии продавать газопровод, который соединяет Россию и Армению через грузинскую территорию. Россия наказала Грузию почти немедленно, запретив импорт грузинских вин и минеральных вод - ключевые экспортные товары.
По мере того, как перспективы Грузии на вступление в НАТО, казалось бы, увеличивались, российские действия становились более нелиберальными. Этнические грузины, живущие в России, в том числе и те, кто является российскими гражданами, стали целями преследования.
Действия России направлены на разжигание антиправительственной негативной реакции в Грузии, тем самым прокладывая путь для прихода к власти пророссийских политических сил. Но нелиберализм, который является неотъемлемой чертой российского империализма, не ограничивается недавним поведением, и, что больше всего беспокоит, он затрагивает вопрос территориальной целостности Грузии, поскольку российские войска продолжают поддерживать сепаратистские регионы.
Провоцируя этнические конфликты на территориях бывших советских республик, Москва надеется удержать их под своим контролем и влиянием. Иронично то, что российским войскам, расположенным в изменнических грузинских областях Абхазия и Южная Осетия, дали статус "миротворческих сил". Но в действительности они являются незаконными оккупантами, как подтверждает решение России выдать российские паспорта жителям этих областей.
Теперь Россия угрожает признать независимость Абхазии и Южной Осетии, если Запад признает сербскую провинцию Косово независимой нацией. В той степени, что большинству жителей Абхазии и Южной Осетии уже дали российское гражданство, признание суверенитета этих двух областей было бы полностью формальным и, фактически, стало бы временной мерой на пути к их полному присоединению к России.
Чтобы укрепить политическое влияние России над сепаратистскими областями Грузии, Газпром, не позаботившись спросить разрешения у демократически избранных руководителей Грузии, начал строить газопровод, непосредственно соединяющий Россию и Южную Осетию. Хотя не было никаких задержек с поставками газа из Тбилиси в Южную Осетию, этот шаг необходим Кремлю, чтобы обеспечить еще большую интеграцию этой грузинской области в экономическую систему России.
Притом, что Газпром уже вдвое повысил тарифы на газ для Грузии, энергетическая петля затягивается. Но благодаря поставкам газа из соседнего Азербайджана, Грузия еще пока не задохнулась.
Возрожденная Российская империя, независимо от того, построена ли она силой или через экономическое принуждение, не в чьих интересах. Власть в нелиберальной 'либеральной империи России' в настоящее время является центральным вопросом европейской безопасности.
Владимир Папава - бывший министр экономики Республики Грузия, является старшим сотрудником в Грузинском Фонде Стратегических и Международных Исследований и автором книги Некроэкономика, исследования посткоммунистических экономических проблем.
_____________________________________
Copyright: Project Syndicate, 2007.
Перевод с английского - Ирина Сащенкова