Соединенные Штаты настолько любят Европу, что хотели бы, чтобы их было две. Похожее чувство по отношению к Германии испытывал французский президент Франсуа Миттеран (Francois Mitterand). Сегодня Вашингтон объявляет о возвращении проекта противоракетной обороны, согласно которому на территории Польши будут размещены ракеты-перехватчики, а на территории Чешской Республики радар системы ПРО. В качестве предлога для осуществления названного проекта называется создание передового (рубежа) обороны от возможного ядерного удара со стороны Северной Кореи или Ирана. Но первым следствием проекта стало не укрепление безопасности, а раскол Европейского Союза, возобновление того размежевания, которое образовалось из-за войны в Ираке.
Когда Дональд Рамсфелд (Donald Rumsfeld), прежний глава Пентагона, представил план поддержки войны в Ираке, под ним подписались представители наиболее слабого звена ЕС и те, кто чувствовал себя в наибольшей зависимости от США (во главе с Хосе Марией Аснаром). И среди этих подписавшихся были президенты или премьер-министры только что вступивших в состав ЕС стран, которые были готовы продемонстрировать свои верноподданнические чувства в обмен на самые лучшие гарантии защиты - если это когда-нибудь потребуется - от могущественного и загадочного российского соседа, чье вызывающее сомнение поведение они по-прежнему считают непосредственной угрозой для себя. На настоящий момент московский медведь почувствовал себя задетым, и его отношение (к происходящему) было озвучено со всей безапелляционностью.
Генерал Николай Соловцов, в чьем ведении находится российский ядерный щит, отметил, что имеющееся в его распоряжении оружие может быть перенаправлено в сторону стран, которые собираются присоединиться к названной американской противоракетной системе. С другой стороны, по убеждению министра иностранных дел (России) Сергея Лаврова, разворачиваемая Вашингтоном система приведет к неэффективности имеющихся в распоряжении Москвы ракет; при этом он предупредил, что вынужденным ответным шагом на размещение щита может стать новая гонка вооружений.
Собравшиеся в Висбадене (Германия) министры иностранных дел стран-членов ЕС обсудили этот вопрос. Германия и Франция отметили, что проблема противоракетного щита должна рассматриваться внутри Североатлантического Альянса. Однако верховный комиссар ЕС по вопросам внешней политики и безопасности Хавьер Солана (Javier Solana) предпочел заявить, что 'каждая страна свободна в выборе того (проекта), участие в котором она считает необходимым для своей обороны'. Вызывает удивление этот отказ от единой позиции ЕС, что выглядит как открытый призыв 'спасайся, кто может!'. Среди недавно прибывших (в ЕС) вновь берет верх верность Соединенным Штатам. Будьте бдительны.
Мигель Анхель Агилар - испанский журналист, основатель Ассоциации европейских журналистов