Томас Фридман (Thomas Friedman)
Журналист, писатель. Родился в 1953 г. в США. Выпускник Оксфорда. Специализировался по проблемам Ближнего Востока. С 1981 г. работает в The New York Times, ведет внешнеполитическую колонку в The Times. За свою репортерскую деятельность трижды удостаивался Пулитцеровской премии. Автор бестселлеров на тему международных отношений и мировой экономики: 'Из Бейрута в Иерусалим', 'Лексус и оливковое дерево', 'Плоский мир'.
Французское издание Courrier International (22.02) публикует статью Фридмана, вышедшую ранее в The New York Times, в которой анализируются причины, побудившие Президента РФ выступить с резкой критикой в адрес США на Мюнхенской конференции.
Ужесточение риторики со стороны Москвы, по мнению автора, спровоцировано активными действиями НАТО по привлечению новых членов и партнеров, начиная с 1991 г. 'То, что бывший офицер КГБ и ветеран холодной войны Путин смог прийти к власти после Ельцина, отчасти произошло из-за негативных вибраций вокруг расширения НАТО', - говорит Фридман, напоминая, что в начале 90-х, когда у власти в РФ находились либералы-реформисты во главе с Б.Ельциным, Вашингтон решил воспользоваться слабостью РФ и включить в зону своего влияния страны постсоциалистического пространства. 'Мы сказали России, проглотите свою гордость, мир изменился. Только у нас есть право расширять зону влияния. Более того, наша зона будет оканчиваться у самого вашего порога', - обобщает автор настроения в американской правительственной верхушке.
Теперь же, отмечает Фридман, благодаря росту цен на энергоресурсы Россия возвращает себе былую гордость и справедливо задает вопрос: 'Против кого направлено расширение НАТО?' Обозреватель сам дает ответ: 'Расширение НАТО направлено против России'. И обращает внимание на плачевные результаты политики Альянса, главной целью которого было позлить Москву: 'Мы не можем даже надеяться на урегулирование любой значительной геополитической проблемы, как, например, с Ираном, без помощи России'.
В заключение автор предлагает выработать новый подход, который бы поощрял у Москвы желание к сотрудничеству с США и одновременно способствовал укреплению демократии в РФ, вместо того чтобы 'интегрировать в НАТО бесполезные для нашей безопасности страны, которым Россия уже давно не угрожает'.