Текст публикуется с любезного разрешения редакции 'Project Syndicate'
В то время, как Европейский Союз готовится к празднованию в конце этого месяца 50-летнего юбилея Римского договора, многие в мире считают, что ЕС стоит на коленях. Похоже, что в 2005 году у европейской интеграции произошла своя битва при Ватерлоо, когда нидерландцы и французы на референдумах неожиданно торпедировали проект конституции ЕС.
Средства информации сосредоточились на параличе, который, как говорят, овладел процессом принятия решений в ЕС, но такие заявления далеки от действительности. Совсем не собираясь страдать от необратимого снижения своего благосостояния, ЕС ведет бизнес, как и обычно, постепенно начиная работу по разработке новых стратегий и проектов.
Взгляните на некоторые последние заголовки газет. ЕС объединяет энергетическую и экологическую политику с целью положить конец самоуничтожительной конкуренции в Европе за нефть и газ и превратить Европу в мирового лидера в борьбе с изменением климата. Общая внешняя политика и политика безопасности ЕС пока еще не означает, что Европа говорит с миром через одни уста, но данная политика постепенно воплощается в жизнь и уже вылечила некоторые раны, нанесенные разногласиями по поводу войны в Ираке. Не менее важно и то, что европейская экономическая интеграция продолжает идти вперед, евро крепнет и начинает формироваться единый рынок финансовых услуг.
Отправным пунктом инициативы Европейского Союза по созданию общей конституции были опасения того, что его механизмы принятия решений стали перегруженными из-за вступления столь многих новых членов: сначала - в мае 2004 г. и затем - в начале этого года. Первоначальной целью конституционного договора была рационализация системы, и лишь какое-то время спустя он был расширен с чрезмерным энтузиазмом в очень длинный и помпезный документ, который теперь абсолютно бесполезен.
Однако есть признаки того, что европейская машина пока что довольно неплохо работала и без конституции. В прошлом году объем нормотворчества в ЕС был практически такой же, как и 10 лет назад. Начиная с 1996 г., когда во главе Европейской Комиссии стоял Жак Делор, и все говорили о том, что остановить создание ЕС никому не под силу, и до 2005-2006 гг. поток директив, постановлений, связанных с ними отчетов, официальных правительственных документов и сообщений в ЕС продолжал оставаться на уровне примерно 2 800 единиц в год. Сегодня Брюссель - город правительственного типа вроде Вашингтона, хотя он и отличается тем, что здесь проходят сложные переговоры между 27 членами ЕС, которые порой продвигаются не очень быстро.
В дополнение ко всему этому, европейская экономика становится сильнее. В Германии - экономическом локомотиве ЕС - уровень безработицы снижается, а надежность бизнеса растет. К тому же, положительные результаты стратегии расширения, а именно, вступление 10 бывших коммунистических стран в течение последних трех лет, похоже, вселяют новую уверенность в сердца всех жителей ЕС.
И все это вовсе не удивительно. Потребуется гораздо больше пустой болтовни, чтобы в условиях тонкого европейского политического процесса завести интеграцию в тупик, не говоря уже о том, чтобы поворотить ее вспять. Мировые тенденции, вынуждающие европейские народы сближаться, сильны, как никогда, так что тупиковая ситуация, создавшаяся в связи с европейским конституционным договором, просто не могла надолго сбить Европу с курса.
Конечно, дорога в будущее далеко не ясна. Но, похоже, постепенно достигается согласие по поводу того, как будет устроено будущее ЕС. Дипломаты и политические аналитики в целом согласны с идеей сохранения ключевых элементов несостоявшейся конституции и превращения их во что-то вроде 'мини-договора', предложенного прошлой осенью на собрании организации Friends of Europe в Брюсселе Николя Саркози, лидером французской президентской гонки. О деталях пока можно только гадать, но все согласны с тем, что где-нибудь в следующем году в ЕС будут введены в действие многие из важнейших процедурных механизмов непринятой конституции.
ЕС еще далеко не справился со всеми трудностями. Крайне тяжело создавать единые стратегии для столь многих стран, каждая из которых обладает своей политической культурой. Но мнение о том, что конституционный кризис тормозит все остальное, ошибочно.
Гораздо более важная проблема заключается в том, что правительства стран ЕС так увлеклись деталями 'строительства Европы', что упустили из виду более значимые стратегические вопросы. Не ведется почти никаких обсуждений о том, куда идет Европа и какой хотят видеть Европу ее жители.
Удивительно, но факт, что даже 'односторонность' американской политики во главе с Джорджем Бушем не подтолкнула нас к реальному обсуждению будущей роли Европы в мире. Проблема ЕС не в его так называемом 'конституционном кризисе', а, скорее, в отсутствии узнаваемой политической идентичности.
Жиль Мерритт - генеральный секретарь организации Friends of Europe (Друзья Европы) и редактор общественно-политического журнала 'Europe's World'.
_____________________________________
Copyright: Project Syndicate, 2007.
Перевод с английского - Николай Жданович