В ходе встреч Владимира Путина с представителями политических кругов Италии в Риме и Бари 13 и 14 марта на повестке дня будет обсуждение таких тем, как нефтепроводы, газопроводы, американские ракеты в Центральной и Восточной Европе и отношения с Ираном. Во время встречи российского лидера с Бенедиктом XVI тема, даже если к ней будут подходить с различными намеками и обтекаемыми фразами, будет лишь одна: поездка, которую Иоанн Павел II не смог совершить в Россию, и которая, скорее всего, является одной из самых амбициозных целей его преемника. Фоном для этой сложной истории служат две ошибки в оценках, допущенных Римско-католической церковью на протяжении XX столетия.
Первая ошибка восходит к начальному этапу большевистской революции. Церковь надеялась, что гибель империи цезарепапизма, бывшей ревнивым блюстителем православия, и быстрая смерть 'масонской' республики, возникшей после февральской революции, откроют для Римско-католической церкви двери страны, в которой деятельность католического духовенства, за некоторыми редкими исключениями, была ограничена территорией Западной Украины и в Белоруссии. Римская курия знала, что Ленин является атеистом, но верила в то, что коммунистический лидер ограничится разрушением религиозной монополии Православной церкви. Бенедикт XV послал в Варшаву в качестве нунция Акилле Ратти (будущего Пия XI) и наказал ему подготовиться пересечь границу, как только правительство Советов согласится установить отношения со Святым престолом. Но в скором времени ему пришлось признать, что большевики со всеми религиозными конфессиями обращаются с одинаковой жесткостью.
Вторую ошибку совершил Иоанн Павел II. Польский папа сделал ставку на перестройку Михаила Горбачева, он выразил ему расположение Святого престола и смог быстро добиться некоторых успехов: возвращение униатам (украинским католикам греческого обряда) собственности, конфискованной в пользу православных, установление дипломатических отношений с Москвой, открытие четырех епархий на территории России. Но отправка многочисленных польских священников, в числе которых был и нунций, вызывала раздражение со стороны Православной церкви и пробудила национально-религиозный патриотизм российского общества. Вскоре после этого Дума одобрила закон о религиозных культах, в котором признавала существование четырех 'исконных' религий (православие, иудаизм, ислам, буддизм) и низводила католицизм до уровня религии-'гостя' со всеми негативными политическими и административными последствиями для Римско-католической церкви.
Всякий раз, желая посетить какую-либо православную страну (Боснию, Грецию, Румынию), Иоанн Павел II наталкивался на неприязнь местного клира. А двери России, несмотря на многочисленные усилия доброй воли, оставались закрытыми для пастырского визита папы-поляка в Москву, который он желал осуществить перед смертью.
С избранием кардинала Ратцингера ситуация изменилась. Бенедикт XVI является гражданином страны, у которой, несмотря на две мировые войны, с Россией всегда были отношения сотрудничества, соучастия и даже некоторого родства и симпатии. У него нет апостольской агрессивности поляков. Он не является католическим кузеном, которого традиционно не любит и которому не доверяет крупнейший славянский народ. И по сравнению со своим предшественником он более внимателен к православной чувствительности. Главным предлогом для его поездки в Турцию была встреча с Патриархом Константинопольским - этап на пути в Москву. Вторым этапом, возможно, станет встреча с Путиным в ближайшие дни. Но, вероятно, понадобятся и другие этапы, и дальнейшие переговоры, и другие жесты доброй воли со стороны Римско-католической церкви.