Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Балканы снова оказались в числе самых актуальных вопросов мировой политики. Ставки чрезвычайно высоки, хотя мало кто обращает внимание на сложившуюся ситуацию: здесь и стабильность региона, и надежность обещаний международного сообщества, и авторитет самой Организации Объединенных Наций. Поэтому она не имеет права неправильно ответить на главный балканский вопрос

В Организации Объединенных Наций в скором времени будет рассматриваться вопрос статуса Косово. Должен ли край стать независимым? Да.

Балканы снова оказались в числе самых актуальных вопросов мировой политики. Ставки чрезвычайно высоки, хотя мало кто обращает внимание на сложившуюся ситуацию: здесь и стабильность региона, и надежность обещаний международного сообщества, и авторитет самой Организации Объединенных Наций. Поэтому она не имеет права неправильно ответить на главный балканский вопрос.

Этот вопрос, конечно - статус Косово. Спецпредставитель ООН Мартти Ахтисаари (Martti Ahtisaari) уже обнародовал свой проект 'поднадзорной' независимости для самой южной области бывшей Югославии, который, таким образом, окажется отторгнут от Сербии и присоединится к молодому племени суверенных государств - Словении, Хорватии, Боснии, Македонии и Черногории. На предстоящей неделе в Вене Ахтисаари предпримет последнее усилие к тому, чтобы убедить косоваров и лидеров Сербии в том, что подписание его плана соответствует интересам обеих сторон. Следующей остановкой для этого документа станет Совет Безопасности, который должен принять решение, как проводить этот процесс. При огромном искушении призвать к 'продолжению переговоров между сторонами', поддаться ему значило бы обречь регион, Запад и ООН на катастрофу. К такому же результату приведут и любые усилия Сербии настоять на разделе Косово.

Аргументы в поддержку независимости начинаются с того, что сербская власть жестоко обходилась с жителями края, дойдя в 1998-99 годах до массовых этнических чисток, когда сербская армия изгнала около миллиона жителей Косово из их домов. Даже в Сербии большинство населения признает, что они не смогут больше править на этой земле, как бы ни неприятно им было оттуда уходить. Не менее ясным представляется и тот факт, что из-за неопределенности статуса Косово нестабильность распространяется на весь этот регион. Если резолюции по Косово не будет, то ни сам этот край, ни Сербия не смогут интегрироваться в Европейский Союз, без чего им не достичь ни окончательного примирения, ни экономического роста.

Нельзя также не сказать и об одном новом явлении. На Балканах наблюдается рост влияния албанских народов - не только в Косово и Албании, где албанцы составляют подавляющее большинство населения, но и в соседних Македонии, Сербии и Черногории. Европа заинтересована в том, чтобы направить их энергию на развитие всех этих стран, а не в том, чтобы способствовать слиянию этих разрозненных общин в единую паналбанскую нацию, что весьма вероятно, если международное сообщество неверно решит вопрос Косово.

Ответственность за подвешенное состояние, в котором сегодня находится Косово, лежит в равной степени и на Соединенных Штатах, и на их европейских союзниках. Чтобы быстро закончить войну, начатую НАТО в 1999 году, союзники протолкнули через Совет Безопасности резолюцию 1244, по которой Сербия перестала иметь власть над Косово, но официально сохранила над этим краем свой суверенитет, несмотря на то, что в некоем неопределенном будущем Косово была обещана полная независимость - в частности, Соединенными Штатами.

Американцы полагали, что вскоре диктатор Слободан Милошевич (Slobodan Milosevic) потеряет власть, и новое демократическое сербское правительство признает новую реальность. Как показало время, американцы ошибались. С тех пор о Косово практически забыли, и вспомнили только в 2004 году, когда там случился очередной всплеск насилия, жертвами которого на этот раз стали сербы. Это подвигло Запад на реальные действия, хотя двигался он, надо сказать, со скоростью среднего ледника. На решение головоломки, как найти такой компромисс, который устроил бы и Приштину, и Белград, у делегации ООН под руководством Ахтисаари ушла большая часть прошлого года - с одной стороны, ни один сербский лидер не рискнет подписаться под документом, предоставляющим Косово независимость; с другой - ни один косовский лидер ни на что другое не согласится.

Однако то, что Ахтисаари не удалось чудо, еще не означает, что ему не удалось вообще ничего. Напротив, его усилиями было отработано очень четкое решение проблемы: у Косово появляется возможность самостоятельно провозгласить независимость и заручиться поддержкой международного сообщества. В разработанном им комплексном плане предусматривается, что Косово остается полиэтническим, однако сербское население, опасающееся понятно чего, получает значительную автономию в управлении сербскими общинами и поддержанием правопорядка в них, а православным религиозным объектам обеспечивается охрана. Также в плане Ахтисаари излагаются центральные положения новой косовской конституции и прописывается замена миссии ООН на миссию Европейского Союза, которая будет иметь значительные возможности по влиянию на деятельность любого нового правительства. В апреле-мае Совет Безопасности должен обсудить резолюцию, поддерживающую предложения Ахтисаари.

Косоварам план Ахтисаари не очень нравится, но они не хотят упускать даже этот шанс на независимость. Многие беспокоятся, что дальнейшие проволочки приведут к новым вспышкам насилия, то есть вернут Косово обратно в 2004 год. Самое серьезное препятствие на этом пути - Россия, неоднократно заявлявшая, что под любыми предложениями сначала должны подписаться обе стороны, то есть фактически поддерживающая суверенитет Сербии над Косово. Совершенно ясно, что Белград надеется, что Москва во время голосования по новой резолюции ООН применит право вето. Соответственно, самая главная задача Соединенных Штатов и Европы - смело выступить против русских и ясно дать им понять, что применение российского вето будет означать только ухудшение отношений, и без того натянутых из-за позиции России в переговорах относительно иранской программы производства ядерного оружия, а также из-за того, что она использует энергоносители в качестве политического оружия.

Важность текущего момента нельзя недооценивать. Если Россия применит право вето, Косово провозгласит независимость самостоятельно. В этом случае Соединенные Штаты и Европа должны как можно скорее поддержать Косово, потому что, если они этого не сделают, либо сербы, либо албанцы снова начнут вооруженную борьбу, которая потенциально может выплеснуться за их границы.

Многие страны не решатся действовать без мандата ООН. Естественно, ЕС потеряет какие-либо юридические основания для размещения в Косово своей миссии. И если в этом узловом моменте ООН споткнется, все дипломатические усилия пойдут насмарку, авторитет Совета Безопасности будет в очередной раз ослаблен, а обещания Запада в очередной раз окажутся обманом.

Мортон Абрамовиц - старший научный сотрудник фонда Century Foundation и бывший президент Фонда Карнеги за международный мир (Carnegie Endowment for International Peace).

__________________________________________

Путь Косово к независимости ("The Wall Street Journal", США)

Выборы в Сербии подчеркивают страх Запада перед Россией ("The Financial Times", Великобритания)