Статья от 10 марта 2007 года
В последнем номере еженедельника 'Огонек' приведены результаты административных выборов в 14 регионах России. Первое место заняла 'Единая Россия' - партия власти, чья популярность слегка снизилась по сравнению с последними региональными выборами. На втором месте - 'Справедливая Россия', последнее новшество. Третье и четвертое места (с большим отрывом) заняли 'Либеральные демократы' Владимира Жириновского и коммунисты. Приводятся также процентные показатели по отдельным районам и городам. Однако, внимание: выборы еще не прошли, они запланированы на завтра.
'Управляемая сверху' демократия Владимира Путина не оставляет места для сюрпризов. Лучше 'Единая Россия' или 'Справедливая Россия'? Весь выбор сводится к этому: либо партия, учрежденная в 2001 году, чтобы сопровождать приход к власти президента, располагающая сегодня 311 депутатскими креслами в Думе из 450 возможных и доминирующая в политической жизни страны, повинуясь указаниям Кремля; либо новоиспеченная 'Справедливая Россия', созданная в прошлом году (опять-таки, по указанию сверху), чтобы не оставлять никакого места случайностям, чтобы собрать все голоса, которые может потерять 'Единая Россия', и поместить их в надежные руки.
Путин, у которого нет своей партии, с благосклонной улыбкой взирает и на ту, и на другую. Оппозиции мало что останется: избирательное законодательство составлено в ущерб мелким партиям: для того, чтобы получить место в администрации, необходимо преодолеть порог в 7%. Остальное довершили подлоги и всевозможные бюрократические махинации - и в результате партия с давними традициями, 'Яблоко', не смогла участвовать в выборах в своей собственной вотчине - Санкт-Петербурге. Что же касается коммунистов, то их судьбу решает демография, год за годом сокращая число избирателей советских времен, а тех, кто остался, делая все более и более безразличными к усталым обещаниям партии, неспособной к возрождению.
Именно на их голоса нацелилась 'Справедливая Россия'. Если борьба между двумя партиями, в равной степени повинующимися центральной власти, придает этим выборам сюрреалистический оттенок, то при более глубоком взгляде различия все же обнаруживаются: 'Справедливая Россия' обращается к умеренным левым, указывает на невыполненные обещания 'Единой России' и дает свои обещания. Ее платформа основана на социальной справедливости. В предвыборной кампании, отравленной оскорблениями и ударами ниже пояса, соперничество между двумя партиями все более обостряется: госслужащие против бизнесменов, бюрократы против 'неосоциалистов'.
Именно это и нужно Путину. Задача этих выборов - подготовить сценарий для декабрьских выборов в парламент и президентских выборов, которые состоятся 2 марта 2008 года; укрепить поддержку Кремля в региональных законодательных собраниях, чтобы гарантировать стабильность на ближайшие месяцы, пока будет проясняться, что именно намеревается делать президент по истечении собственного срока. Чем дальше, тем больше возрастает уверенность, что Путин уже принял решение и что он совершенно не намерен сходить со сцены. Если он сдержит обещание не нарушать конституцию, которая запрещает президенту править три срока только в том случае, если они идут один за другим, его задачей становится сохранить влияние и популярность до 2012 года, когда он сможет в третий раз выставить свою кандидатуру. А до тех пор ему нужно будет оставаться находящимся над схваткой верховным судьей, авторитетом для того, кто станет править на его месте.
Это только одно из предположений, но, возможно, именно такова роль Дмитрия Медведева и Сергея Иванова, либерала и 'ястреба'. В Москве шутят: в марте 2008 года в первом туре голосовать будет один только Путин - он укажет на них обоих как на кандидатов в президенты, а перебаллотировка останется на волю избирателей. Медведев или Иванов - разница невелика. Важно лишь, чтобы новый президент оказался контролируемым, чтобы проигравшая группировка не давала ему получить слишком большую власть. Возможно, именно поэтому в Кремле повторяют, что никакого преемника не будет: Путин не станет становиться ни на сторону одного, ни на сторону другого, чтобы потом не отвечать за их действия и сохранить за собой (в преддверии возвращения) поддержку на обоих фронтах.
Тот же самый сценарий готовится разыграться в Думе (Парламенте). Создание двух в равной мере контролируемых, но соперничающих группировок под руководством (для удобства) спикеров Верхней и Нижней палат, Сергея Миронова ('Справедливая Россия') и Бориса Грызлова ('Единая Россия'), не дает ни одной из них одержать верх. Слабому президенту будет сложно управлять ими: потребуется арбитр, который сохранит порядок. Самая подходящая роль для Путина.