Российские чиновники и обозреватели часто сетуют, что в отношении Москвы Вашингтон прибегает к 'двойным стандартам'. Америка, утверждают русские, требует от них воздерживаться от действий, которые для себя Вашингтон считает абсолютно дозволенными. Однако резкая реакция Москвы на предложение США разместить объекты системы противоракетной обороны в Польше и Чешской Республике позволяет предположить, что двойными стандартами грешат как раз эти самые российские чиновники.
Администрация Буша хочет разместить эти объекты в двух восточноевропейских государствах, чтобы защитить Америку и Европу от возможного ракетного нападения Ирана. В российских официальных кругах эта идея, однако, вызывает лишь сарказм: они утверждают, что подобное нападение крайне маловероятно, а если Иран и выпустит ракеты по целям в Америке и Европе, их траектория не будет проходить над Польшей и Чехией. На самом деле, заявляют они, новая система направлена против России.
Командующий российскими ракетными войсками генерал Николай Соловцов даже пригрозил: если элементы американской системы ПРО будут размещены в Польше и Чешской Республике, 'Ракетные войска стратегического назначения смогут нацелить свои ракеты на эти объекты : в случае принятия соответствующих решений'. Далее он заявил, что Россия может ответить на этот шаг постановкой на боевое дежурство модернизированных ракет средней дальности.
Официальный Вашингтон, в свою очередь, указывает, что будущие объекты ПРО обеспечат лишь защиту от ограниченного по масштабам нападения, на которое способен Иран, но никак не от массированного удара, который может нанести Россия. Российские чиновники, однако, опасаются, что эту 'ограниченную' систему можно расширить и усовершенствовать настолько, что она сведет к минимуму способность Москвы нанести ответный удар в случае ядерного нападения (подразумевается, американского) на Россию. А значит, утверждает Кремль, любое усиление защиты США и их союзников от первого ядерного удара представляет собой угрозу для России.
Тем не менее, когда дело доходит до обоснования российских поставок противоракетных систем Сирии и Ирану, Москва прибегает к совершенно иной логике. Она заявляет, что эти системы могут использоваться только в оборонительных целях - для наступательных действий они не годятся. Поэтому, если сами Сирия и Иран не подвергнуться нападению, применяться они не будут.
В ходе визита в Израиль в апреле 2005 г. этот тезис озвучил сам российский президент Владимир Путин: 'Для того чтобы вступить с ними [ракетами, которые Москва согласилась поставить Дамаску] в контакт, нужно напасть на Сирию'. Возражения в том смысле, что, получив новые средства защиты от Америки и Израиля, Тегеран и Дамаск могут осмелеть и начать вести себя более агрессивно, Москва попросту отметает.
Таким образом, Кремль утверждает, что Дамаск и Тегеран неспособны на действия, в стремлении к которым русские обвиняют Вашингтон. Естественно, это наглядный пример двойных стандартов.
Если Москва действительно хочет предотвратить размещение объектов американской системы ПРО в Польше и Чешской Республике, она в ответ должна предложить прекратить любые поставки систем противоракетной обороны в Иран и Сирию, и поделиться необходимой информацией об уже поставленных комплексах. Если же Москва не желает отказываться от таких поставок, ей следует снять свои возражения против американских планов в отношении ПРО.
Москва, конечно, не сделает ни того, ни другого. Она будет по-прежнему продавать противоракетные комплексы нестабильным ближневосточным режимам, и одновременно шумно протестовать против размещения объектов американской системы ПРО в демократических государствах Восточной Европы, которые никогда не осмелятся напасть на Россию.
Если это так, то было бы неплохо, чтобы Кремль хотя бы отказался от всех этих детских разговоров насчет двойных стандартов Вашингтона - ведь сама Россия регулярно их придерживается. Но этого, конечно, ожидать от Москвы не приходится.
Марк Н. Кац - преподаватель государственного управления и политологии в Университете им. Джорджа Мейсона (George Mason University)
__________________________________________________
США стремятся унять недовольство России ("The New York Times", США)
'Американская ПРО не сможет перехватывать российские системы' ("Liberation", Франция)