Политические партии, созданные Кремлем в поддержку российского президента Владимира Путина, на воскресных выборах в региональные органы власти заняли первое и третье места. Эти выборы, ставшие генеральной репетицией декабрьского общенационального голосования и предстоящих в следующем году выборов преемника Путина, продемонстрировали, что все вроде бы находится под полным контролем в системе 'управляемой демократии' российского президента. Она не очень демократична, зато вполне управляема. Путин может быть уверен в том, что в декабре две лояльные ему партии получат подавляющее большинство в Думе и что избранный им преемник в следующем году легко займет президентский пост.
Похоже, что главная партия Путина 'Единая Россия' набрала 46 процентов голосов, победив в 13 из 14 регионов. Недавно сформированный левоцентристский альянс под названием 'Справедливая Россия', также поддерживающий президента, набрал почти 12 процентов голосов и занял первое место в Ставропольском крае. Эта партия призвана играть роль 'безопасной' оппозиции.
Хотя система эта управляема, результат оказался далек от того, чего хотят российские избиратели. Проведенный недавно Центром ЕС-Россия опрос общественного мнения показал, что всего 16 процентов респондентов верит в 'демократию, основанную на западной модели'. Примерно 26 процентов вполне довольно существующей 'управляемой' системой, а еще 35 процентов полагает, что 'советская система, при которой мы жили до 90-х годов' лучше всего подходит для России.
Однако Путин и его протеже ведут себя на удивление нервно. Независимой либеральной партии 'Яблоко', сегодня лишь отдаленно напоминающей свое былое 'я', под довольно неубедительным предлогом запретили баллотироваться в Санкт-Петербурге, где она пользуется наибольшей поддержкой. Независимая консервативная партия СПС показала лучшие результаты, но и она в своей избирательной кампании сталкивается с серьезными ограничениями.
Кремль также беспокоится по поводу КПРФ, занявшей на воскресных выборах второе место. Именно поэтому советники Путина создали 'Справедливую Россию', которая призвана отбирать у коммунистов голоса их левых сторонников, предотвращая тем самым возвращение КПРФ во власть.
В данном случае 'Справедливая Россия' показала довольно неплохой результат для искусственно созданной партии. На самом деле, существует опасность, что создавая символическую оппозицию, Кремль может создать оппозицию реальную, по крайней мере, в регионах, где столкновения между личностями создают и политическое деление, а также идеологические противоречия.
Более серьезная проблема для управляемой демократии заключается в том, что она неспособна стать предохранительным клапаном для сброса пара социального недовольства. Во многих частях России очень плохие условия жизни, а продезинфицированные политические партии вряд ли будут бороться за получение денег, необходимых для их улучшения. Скорее всего, они постараются наполнить собственные карманы.
А самое главное состоит в том, что ручные партии никоим образом не помогают Путину найти решение его самой большой дилеммы: как найти надежного, компетентного и достаточно популярного преемника, способного прийти ему на смену. Именно этот вопрос вызывает наибольшую нервозность в Кремле. Все ждут, что Путин назовет своего преемника. Было бы гораздо легче, если бы он отдал этот вопрос на откуп истинно демократического выбора.
____________________________________
Российские активисты, которых никто не воспринимает всерьез ("The Guardian", Великобритания)
Политическая машина Путина укрепляет позиции ("The Washington Post", США)