Tuesday, March 13, 2007; Page A17
Администрация Буша и общественность, всецело занятые Ираком, уделяют слишком мало внимания целому ряду вызовов, которые Россия бросает безопасности Европы. Нет сомнений в том, что Владимир Путин, ободренный теми сложностями, которые испытывает Америка, и эффективностью своей энергетической дипломатии (порой больше похожей на шантаж) стремится восстановить позиции России, утерянные за десять лет после распада Советского Союза, а внутри страны проводит все более авторитарную, зачастую жестокую политику.
Американцы обратили на него внимание - и то ненадолго - лишь, когда он выступил с резкой критикой в адрес Соединенных Штатов на мюнхенской конференции в феврале этого года (в присутствии министра обороны Роберта Гейтса (Robert Gates) и сенаторов Джона Маккейна (John McCain), Джо Либермана (Joe Lieberman) и Линдси Грэма (Lindsey Graham). Сегодня готовится важнейшее испытание отношений России с Западом, и то, разгорится ли в Европе новая война, может зависеть от действий России.
Помните Косово? Эта история была в центре всеобщего внимания в 1999 г., когда после 78 дней бомбардировок самолетами НАТО, проведенных под руководством США, населенный преимущественно албанцами регион был освобожден от репрессивной власти сербов. Согласно компромиссной резолюции Совета Безопасности ООН окончательный статус Косово не был определен. С тех пор регион, находился под управлением ООН и защитой НАТО. Но пока Соединенные Штаты и Европейский Союз откладывали решение вопроса об окончательном статусе, позиции Косово и Белграда ужесточались.
26 марта внушительный эмиссар ООН, бывший президент Финляндии Марти Ахтисаари (Martti Ahtisaari) представит Совету Безопасности план постепенного предоставления Косово независимости с твердыми гарантиями для сербского меньшинства. Белград резко выступает против этого плана, равно как против любых изменений статуса Косово - региона, воспринимаемого сербами как часть их исторической территории, но сегодня заселенного более, чем на 90 процентов албанцами. В конце концов, сербам придется взглянуть правде в глаза: в результате политики бывшего сербского диктатора Слободана Милошевича Сербия навсегда потеряла Косово.
Будущее Сербии - которое может быть светлым - в Европейском Союзе, если только она откажется от своих парализующих исторических мифов. Мирный путь к независимости Косово откроет для всего балканского региона, в том числе, Сербии, новую эру перспективного регионального сотрудничества.
И тут на сцене появляется Москва и стимулирует в Сербии те самые тенденции, которые ведут в тупик.
Путин заявляет, что Россия не поддержит ничего из того, против чего выступают сербы. Если это выльется в вето России в Совете безопасности или попытку торпедировать или отложить план Ахтисаари, то хрупкий мир в Косово испарится за несколько дней, и начнется новая волна насилия - или даже очередная война. План Ахтиссаари - вероятно, лучший из возможных при нынешних обстоятельствах - не удовлетворяет радикально настроенных албанцев, поскольку не предусматривает немедленного предоставления независимости и гарантирует безопасность сербам, которые решат остаться в Косово.
Однако вместо того, чтобы стремиться к предотвращению насилия в Косово, Россия, похоже, наслаждается возможностью бросить вызов ключевым странам Запада, особенно, Германии и Соединенным Штатам. Государственный секретарь Кондолиза Райс и ее специальный посланник, высококлассный профессионал Фрэнк Уизнер (Frank Wisner) заявили Москве и Белграду, что Соединенные Штаты поддерживают план Ахтисаари, но пока президент Буш серьезно не поговорит с Путиным (как десять лет назад Билл Клинтон с Борисом Ельциным), сохраняется серьезный риск того, что до Москвы не дойдет смысл этого сигнала. Сигнал должен быть простым: заблокировав план Ахтисаари, Москва понесет ответственность за хаос, который последует за этим, а, кроме того, подвергнутся пересмотру другие аспекты ее отношений с Западом.
Россия заявляет, что ООН не имеет права изменять международные границы без согласия соответствующих стран. Но Косово является уникальным случаем и не создает прецедента для сепаратистских движений в других странах, поскольку в 1999 г. при поддержке России ООН была наделена правом определять будущее Косово.
Аргументы Москвы о защите чувств 'братьев-славян' - это чепуха; каждый, кто взаимодействовал с Россией на Балканах - как я в течение нескольких лет - знает, что их руководство не испытывает к сербам никаких сантиментов. Россия использует Косово для того, чтобы получить тактическое преимущество в рамках своей стратегии по восстановлению влияния в мире. Эта цель легитимна до тех пор, пока Россия играет конструктивную роль, но поведение Москвы в последнее время - от действий в отношении Грузии и Ирана до неприятных внутриполитических инцидентов - не внушает оптимизма.
Сегодня косовский вопрос становится крупнейшим испытанием для Владимира Путина на международной арене. Если Москва наложит вето на план Ахтисаари или отложит его принятие, то косовские албанцы объявят независимость в одностороннем порядке. Вероятно, ее признают некоторые страны, в том числе, Соединенные Штаты и многие исламские государства, но не признает большинство стран Европейского Союза. Крупный европейский кризис гарантирован. На Балканы вернется кровопролитие. НАТО, обязавшееся защищать мир в Косово, можно вновь оказаться вовлеченным в войну в Европе.
Принесет ли все это реальную пользу русским? Можно с уверенностью сказать, что нет. На кону безопасность и стабильность Европы, а также отношения России с Западом.
Ричард Холбрук был главой делегации США на Дейтонских мирных переговорах, которые завершили войну в Боснии. В настоящее время он ведет ежемесячную колонку в Washington Post.
_____________________________________________________
Пришло время решать ("Newsweek", США)
Путь Косово к независимости ("The Wall Street Journal", США)