Кристин Окрент (Christine Ockrent) в своей последней книге (1) подробно описывает один из самых значительных, но мало обсуждаемых феноменов нашей эпохи: рост числа женщин, приходящих к власти. Кристин Окрент знакомит нас с рядом биографий, сопровождает их в большинстве случаев своими комментариями, что вкупе позволяет нам вывести некоторую типологию.
Древнеегипетская царица Хатшепсут повелела высечь свое изображение на барельефах в храме Дейр-Эль-Бахари с фальшивой бородкой, которую до нее и после нее носили египетские цари. Женщина, которая становилась верховной владычицей государства, символически меняла пол. С многих точек зрения, первое поколение женщин во власти, к которому принадлежали Голда Меир, Индира Ганди, Беназир Бхутто, и замыкающая это триумфальное шествие Маргарет Тэтчер, в некотором роде носило на себе отпечаток этого символического ритуала. В первую очередь необходимо отметить, что все эти женщины вышли из Британской Империи (даже Израиль), где в подсознании еще жив миф о великой королеве Виктории, гаранте порядка и процветания, и где историческая преемственность всегда была очень важна. Немаловажную роль играют исторические традиции. Например, справедливая и жестокая индуистская богиня Дурга, образ которой, без сомнения, явился примером для подражания в Индии, Пакистане, Бангладеш и Шри-Ланке, не говоря уже о малазийских обществах (Индонезия и Филиппины), где индийская культура до сих пор является основополагающей. В еврейской традиции все еще живет предание о Деборе-пророчице, которая вдохновила израильский народ на победу над ханаанцами, ну и, конечно же, не будем забывать о Елизавете Первой, которая в англосаксонской истории сыграла не меньшую роль, чем королева Виктория.
Этому первому поколению женщин-руководителей было не занимать величия и храбрости, достаточно лишь вспомнить о посещении Индирой Ганди осажденных в Мадриде испанских республиканцев, об отваге Голды Меир, которая, не колеблясь, переоделась бедуином, чтобы пересечь границы в попытке провести являвшиеся последней надеждой переговоры с королем Иордании Абдуллой, о героизме Маргарет Тэтчер, с которым она встретила аргентинскую агрессию на Фолклендах. Но мы не можем закрывать глаза на то, что эти выдающиеся качества шли вкупе со слепотой, высокомерием и, зачастую, жестокостью, которые, несомненно, являлись нравственным недостатком этого первого поколения женщин, стоявших во главе государства. Действительно, можно задаться вопросом, осмелился бы мужчина послать войска на штурм Золотого Храма сикхов в индийском Амритсаре, пренебречь открывающимися возможностями начала переговоров с Садатом, позволить умереть голодной смертью ирландским заключенным в Великобритании? Скорее всего, эти женщины были уверены, что их символическая власть рухнет, позволь они себе хоть малейшее проявление материнской нежности.
Новая волна женщин-руководителей не походит на предыдущую, и именно это является важным открытием этой книги. Ни одна из описываемых в книге женщин - канцлер Германии Ангела Меркель, президент Чили Мишель Бачелет, премьер-министр Новой Зеландии Хелен Кларк, президент Латвии Вике-Фрейберга - не лишены решительности, и две из них -Меркель и Бачелет - продемонстрировали большую способность к сопротивлению диктатурам, в условиях которых жили их соотечественники, но несмотря на это они остались женщинами, лучше понимающими то отличие, которое придает им принадлежность к женскому полу. Их отличает не большая материнская забота о государстве, как подсказывают расхожие клише, хотя многие из этих женщин вначале возглавляли министерства, традиционно являющиеся женской епархией - защита окружающей среды, здравоохранение, образование - но более обостренное чувство справедливости. Мишель Бачелет, дочь генерала левых взглядов, умершего под пытками от рук своих же товарищей, встала на защиту справедливости и не побоялась противопоставить свое мнение тем, кто считал, что с памятью о диктатуре Пиночета нужно обойтись так же, как в Испании обошлись с наследием Франко.
Дочь бескомпромиссного пастора Ангела Меркель, не раздумывая, потребовала разъяснений от самого Гельмута Коля и его дофина Шойбле по поводу финансовых махинаций, которые Христианско-Демократический Союз проворачивал в те времена, когда Ангела Меркель была гражданкой другого государства. Этим двум женщинам удается в условиях расколотых по разным причинам обществ усадить за один стол мужчин и женщин противоположных взглядов: меч правосудия не является для них несовместимым с его вторым символом - весами.
Осталось только пролить свет на тайну 'супружества': первое поколение насчитывало нескольких вдов, чьи супруги были никому неизвестными людьми; женщины следующего поколения, символом которых является Хиллари Клинтон, и, может быть, ее примеру последует ее аргентинская коллега Кристина Фернандес (Cristina Fernandez), собираются взять в руки власть, которой уже обладали их мужья. Избиратели могут сказать, что ждут от них справедливости, которой, возможно, не хватало их супругам, когда те были у власти, или силы, которую могут продемонстрировать представители слабого пола, проявляющего отличные бойцовские качества, когда ему отказывают в месте, принадлежащее ему по праву.
(1) 'Госпожа... Женщины, которые нами правят' ('Madame la... Ces femmes qui nous gouvernent'), Кристин Окрент.
______________________________
Женщины и власть ("Le Monde", Франция)