Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Ожившая советская пропаганда

От октябрьской революции до перестройки

Ожившая советская пропаганда picture
Ожившая советская пропаганда picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Коллекция из четырех DVD-дисков 'Советская пропаганда в мультфильмах', в который вошел двухчасовой документальный фильм и шесть часов коротких мультфильмов, приоткрывает окно в затерянный мир утраченного искусства. Мультипликация пришла в Россию еще при царе, когда Ладислав Старевич с меланхолическим остроумием начал создавать анимационные картины, используя тела маленьких насекомых

Коллекция из четырех DVD-дисков 'Советская пропаганда в мультфильмах', в который вошел двухчасовой документальный фильм и шесть часов коротких мультфильмов, приоткрывает окно в затерянный мир утраченного искусства. Мультипликация пришла в Россию еще при царе, когда Ладислав Старевич с меланхолическим остроумием начал создавать анимационные картины, используя тела маленьких насекомых. (В 'Мести кинооператора' кузнечик использует кинокамеру, чтобы застать свою неверную подругу на месте преступления.) Однако после революции и Гражданской войны кинопленка приобрела новое - государственное - значение.

Когда в 1922 году был создан Советский Союз, Ленин объявил, что из всех искусств важнейшим является кино. Вероятно, это было связано с тем, что оно своими средствами могло напрямую общаться с угнетаемыми и в значительной части неграмотными массами. В том же году генеральным секретарем ЦК стал Сталин, и была создана советская цензура. Оба эти события ни в коей мере не способствовали свободному обмену мнениями.

Тем не менее, какое-то время советское кино продолжало жить в водовороте авангардного экспериментирования, как и первые фильмы, включенные в комплект DVD. К ним относится фильм 'Советские игрушки' (1924 год), фильм Дзиги Вертова 'Человек с кинокамерой') и эпизод из серии 'Киноправды' от 1924 года, в котором на протяжении 58 секунд в смелом модернистском анимационном духе отдается дань уважения умершему незадолго до этого Ленину.

Это был тот самый год, когда российский футуризм нашел свое самое яркое кинематографическое воплощение в захватывающем и зрелищном фантастическом фильме 'Аэлита - королева Марса' Якова Протазанова. Похоже, что он вдохновил режиссеров Николая Ходатаева, Зенона Комисаренко и Юрия Меркулова на создание одного из самых эксцентричных и удивительных мультфильмов, вошедших в коллекцию - 'Межпланетная революция'.

Во входных титрах мультфильм называется 'сказкой о товарище Коминтерне, воине Красной Армии, который полетел на Марс и победил всех капиталистов на этой планете!!'. В этом коротком мультфильме используется как перекладная, или аппликационная анимация (стиль, который стал популярен благодаря 'Летающему цирку Монти Питона'), так и рисованная анимация, благодаря которой создается резкая, жесткая и вульгарная сатира, напоминающая политические карикатуры Веймаровской Германии. Это впечатление усиливается за счет использования свастики, которой обозначены наиболее отвратительные герои. Апофеозом фильма становится жестокая битва, в ходе которой космический корабль своими лучевыми пушками уничтожает всех капиталистических эксплуататоров, в то время как Ленин благосклонно взирает на эту картину с гигантского телеэкрана.

Та же самая тройка режиссеров создала в 1925 году большой анимационный фильм 'Китай в огне'. В нем выражается протест против европейского вмешательства во внутренние дела Китая, причем делается это в той же хлесткой манере. Творческой группе Ходатаева принадлежит заслуга в создании фильма 1927 года 'Будем зорки'. В нем рассказывается об усилении военной угрозы со стороны капиталистических вампиров Западной Европы - так, как она воспринималась Советами.

Период свободного экспериментирования длился для аниматоров ничуть не дольше, чем для авторов художественного советского кино. Эйзенштейн и Вертов попали под подозрение и к середине 30-х годов утратили свою художественную самостоятельность. Точно так же остановилась творческая карьера Ходатаева, Комисаренко и Меркулова. Ни один из них после 1935 года не получал особых похвал, хотя все три режиссера жили вплоть до середины 70-х годов.

На смену радикальной эстетике пришел, конечно же, социалистический реализм, которому отдавал предпочтение Сталин. Этот стиль в какой-то мере соответствовал усиливающемуся натурализму анимационной манеры Уолта Диснея. Советским Диснеем стал, по всей видимости, Иван Иванов-Вано. На первых порах своей творческой карьеры он был экспериментатором (мультфильм 'Черное и белое', снятый в 30-е годы, представляет собой убийственное повествование об американском расизме). Позже Иванов-Вано освоил диснеевскую манеру создания человекоподобных животных, живописных фоновых пейзажей и приятных народных мелодий.

Перед Ивановым-Вано до сих пор преклоняются в России за созданный им в 1952 году блестящий мультфильм 'Снегурочка'. В этой подборке его творчество представлено анимационным фильмом 1949 года 'Чужой голос', который легко мог бы сойти за диснеевские 'Глупые симфонии', если бы не угрожающий подтекст. Когда сорока возвращается из заграничного путешествия и осмеливается изобразить джазовую музыку, услышанную во время странствия, крепкие и энергичные лесные птицы пикируют на нее и выдирают у сороки из хвоста перья.

'В этой басне есть мораль, - звучит голос за кадром, - и не только для сорок'.

Стиль советской анимации вновь изменился с приходом оттепели в конце 50-х годов. Тогда такие мультипликаторы, как Анатолий Каранович ('Мистер Твистер', 1963 год), переняли упрощенный и прямолинейный стиль UPA Pictures, ставший популярным в Америке (мультфильмы 'Джеральд Макбоинг-Боинг', и 'Мистер Магу'). Когда 'Советская пропаганда в мультфильмах' переносит нас в 70-е и 80-е годы, тон анимации становится более мрачным и жестким. В выразительном мультфильме Владимира Тарасова 'Тир' показана Таймс-сквер, где идет охота на безработных просто ради забавы.

В этой обширной и основательной антологии, созданной Джоан Борстин (Joan Borsten) совместно с основной анимационной студией России 'Союзмультфильм', можно найти для себя очень многое.

___________________________________________

Советские пропагандистские мультфильмы выходят на видео ("Los Angeles Times", США)