Это выражение, если не само явление, вышло из небытия. После мюнхенской речи Владимира Путина и объявления американских планов о размещении системы противоракетной обороны в Польше и Чешской Республике 'холодная война' возвращается. Как и ее участники. В статье, опубликованной в 'Wall Street Journal', бывшие государственные деятели США Генри Киссинджер (Henry Kissinger), Джордж Шульц (George Shultz), Сэм Нанн (Sam Nunn) и Уильям Перри (William Perry) выступили с тревожным заявлением: 'Соединенные Штаты, если не будут срочно приняты соответствующие меры, против своей воли откроют новую ядерную эру - более рискованную, психологически дезориентирующую и гораздо более затратную экономически, чем даже 'холодная война''.
Еще один участник политических событий 1970-1980-х годов, бывший канцлер Германии Гельмут Шмидт (Helmut Schmidt), вторит им на страницах немецкой газеты 'Die Zeit', издателем которой он в свои 88 лет является. Ядерные амбиции Ирана и Северной Кореи, несмотря на недавно заключенное соглашение с Пхеньяном, дают повод к размышлениям о том, какая политика проводилась после подписания в 1967 году Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).
Нельзя сказать, что договор потерпел фиаско, но претворялся в жизнь он плохо, если не сказать больше. И в любом случае он несколько устарел. Это - текст короткого содержания. Договор запрещает его участникам, кроме пяти ядерных держав, существовавших во время его подписания (Соединенные Штаты, Франция, Великобритания, Китай и Россия, в то время СССР) владеть ядерным оружием. Но договор не предусматривает санкций против его нарушителей. Одним из пунктов договора является оказание помощи присоединившимся к нему государствам со стороны ядерных держав в области развития мирных ядерных технологий. Последние должны встать на путь разоружения.
Г-н Шмидт не раскаивается в том, что подписал ДНЯО от имени Федеративной республики Германия, но отмечает, что число ядерных держав возросло с пяти до девяти, что крупные державы не разоружились, исключение составляет подписанный в 1987 году Договор о ликвидации ракет средней дальности и меньшей дальности, что ситуацию обостряет возможность получения ядерного оружия террористическими организациями, и что помощь неядерным государствам в области мирного атома осуществляется по принципу двойных стандартов. Не говоря уже о странах, которые обзавелись бомбой вне рамок ДНЯО, но избежали праведного гнева международного сообщества, например, Израиль, Индия и Пакистан.
Какие же шаги необходимо предпринять в этой ситуации? В первую очередь не выходить из ДНЯО, несмотря на все его недостатки и опасность того, что он позволяет государствам, не нарушая условий, дойти до порога создания ядерного оружия, как это уже отмечал в 1977 году американский стратег Альберт Волстеттер (Albert Wohlstetter). Затем, применительно к каждому отдельному случаю, нужно разработать дополнительные меры в отношении стран, которые не соблюдают условия ДНЯО. Сложность состоит в том, что ко всем нарушителям необходимо применять одинаковые меры, чтобы не создавалось впечатление несправедливого подхода. Непопулярность, которой пользуются Соединенные Штаты в таких сложных регионах, как Ближний Восток, не облегчает задачу международного сообщества. И, наконец, необходимо переосмыслить стратегию ядерного сдерживания, чтобы адаптировать ее к новым угрозам и дополнить возможностями противоракетной обороны.
Именно так в течение последних лет и поступали американцы. Их действия вызвали скептицизм у европейцев и возмущение у русских. Вашингтон утверждает, что система ПРО направлена против средних держав, владеющих несколькими ракетами, а не против крупных держав, которые обладают возможностью сделать ее неэффективной. Но развертывание этих новых средств служит предлогом для нового витка гонки вооружений, который противоречит всем заявлениям, сделанным в первые годы после окончания 'холодной войны'. Единственное, что поможет противостоять этой угрозе, это придание международного характера противоракетной обороне.