Нефтедоллары не доходят до пенсионеров, безработных и бюджетников
Саша Иванович стоит посередине своей зловонной кухни и демонстрирует ведро грязной картошки, выкопанной в заснеженном огороде. Сегодня это его обед. А также ужин, потому что, как он объясняет, ему больше нечего есть.
'Все подорожало. Хлеб, сигареты. За газ платит сестра. Я водки купить не могу. Может, дадите сто рублей?' - с надеждой спрашивает он.
С тех пор, как семь лет назад Владимир Путин пришел к власти, в России растет благосостояние. Те времена, когда при Ельцине страна была вынуждена брать в долг миллиарды долларов у МВФ, девальвировать рубль и просить мир о помощи, становятся достоянием прошлого.
Теперь у России столько денег, что она не знает, что с ними делать. В феврале Путин с гордостью заявил, что его страна выплатила 22 млрд. долларов своего внешнего долга. Рост цен на нефть и газ преобразил ее экономику и сделал страну возрождающейся глобальной державой.
Сегодня Кремль сидит на огромной куче денег, скромно называемой стабилизационным фондом. На прошлой неделе его объем достиг 103,6 млрд. долларов. (По некоторым оценкам, общий профицит бюджета России составляет около 300 млрд.). А недавно американский журнал Forbes сообщил, что среди россиян 53 миллиардера, на 20 больше, чем в прошлом году.
Увы, это никак не затронуло 56-летнего Сашу, инвалида по зрению, живущего в одиночестве в деревянном доме. Как и многие другие представители низших слоев населения России, Саша выживает благодаря доброте соседей, а не щедрости государства.
Он живет в селе Лавров [вероятно, Лаврово - прим. пер.] в 45 минутах езды от города Орла на юго-западе России. Дорога в село ведет через березовые леса. Вся молодежь уехала, а большинство стариков как будто вымерло - что неудивительно в стране, где продолжительность жизни мужчин составляет 58 лет. Лавров, как почти вся сельская Россия, словно доживает свои последние дни - как и многие оставшиеся в нем жители.
'В советские времена было гораздо лучше, - говорит 79-летняя Тоня Фоминых. - Пенсии были маленькие, но у всех одинаковые. Мы жили хорошо. Теперь на наши пенсии невозможно прожить'.
Фоминых получает от государства 1540 рублей в месяц. Она тридцать лет проработала в советской милиции, но теперь живет на деньги, которые ей присылает сын.
Пока беднейшие группы общества - пенсионеры, безработные и бюджетники, в том числе, учителя и врачи - не особо ощущают, что в страну хлынули миллиарды нефтедолларов.
Недавно Русская православная церковь с тревогой отметила, что растет разрыв между богатыми и бедными, а за чертой бедности живет около 20 процентов россиян. Настоящий средний класс по-прежнему отсутствует, а между жизнью в городе и деревне существует пропасть. Представители церкви заявили: 'На долю России приходится от 30 до 40 процентов всех природных ресурсов планеты. На доходы от нефти и газа создан стабилизационный фонд. Но богатеет лишь очень небольшая часть общества. Причем такими темпами, что это поражает даже богатейших людей мира. С другой стороны, большинство населения живет в нужде'.
Тяжело приходится не только пенсионерам из деревни. Татьяна Щербакова живет в Орле в крохотной квартирке. На стене гостиной огромный календарь с изображением солнечного пляжа. Это Канарские острова, одно из многочисленных мест, которые хотела бы посетить 86-летняя Щербакова. 'У меня нет денег на путешествия, - объясняет она. - Это моя большая страсть. Я всегда хотела увидеть Владивосток. Но билет на поезд слишком дорог'.
Такова одна из превратностей судьбы в постсоветской России. Тридцать лет назад Щербакова не могла выехать за рубеж, но благодаря дешевизне билетов во внутреннем сообщении путешествовала по всему Советскому Союзу: проводила отпуска в Молдове, купалась в Черном море и взбиралась на горы в Казахстане. Теперь никто не запрещает ей выезд за рубеж, но на государственную пенсию в 5600 рублей она не может себе этого позволить.
Кремлевские экономисты говорят, что перед ними стоит дилемма. По их словам, невозможно значительно повысить пенсии, не подстегнув инфляцию, уровень которой составляет сегодня 9 процентов. Они также указывают на то, что 38 миллионов российских пенсионеров вышли на пенсию гораздо раньше, чем западноевропейцы - женщины в 55 лет, а мужчины - в 60.
'Я не верю в это [аргумент об инфляции], - говорит Наталья Римашевская, эксперт по бедности из московского Института социально-экономических проблем народонаселения . - В настоящее время 30 процентов зарплат ниже прожиточного минимума. Пенсии очень низкие. Средняя составляет 2500 рублей. Пенсионеры живут на грани нищеты. Если цены растут, то они оказываются за этой чертой'.
В феврале, на своей ежегодной пресс-конференции, Путин заявил, что снижение социальной несправедливости будет одной из его ключевых задач до конца президентского срока.
При Путине значительно вырос средний размер заработной платы. Но статистика скрывает тот факт, что у миллионов людей зарплата вообще не изменилась, говорит Римашевская. Одной из крупнейших проблем является, по ее мнению, налоговая система, при которой олигархи и дворники платят налоги по единой ставке в 13 процентов.
________________________________________
Абрамович расторгает свой 16-летний брак ("The Times", Великобритания)
Роман Абрамович: Chevo? ("The Guardian", Великобритания)