В России поляк чувствует себя все хуже. Знакомые уже не спрашивают у меня с долей зависти: 'Что там у вас? Что изменилось?'. Все чаще с иронией, как будто сговорившись, задают один и тот же вопрос: 'Как там ваши 'два брата-акробата'?
Я пытаюсь отразить атаку, говоря что у нас все чаще сравнивают Польшу при нынешних правителях с Россией Владимира Путина. Одни — как Newsweek — утверждают, что она попала в ту же колею; другие — например, вчерашний Dziennik — хвалятся, что нам до них еще далеко. Неудачный аргумент, потому что в ответ я слышу реплику, полную фальшивой обеспокоенности: 'Неужели у вас и подхалимство расцвело?'.
— Но у нас лучше, потому что еще не ссылают за Байкал, как тут у вас Ходорковского, — отчаянно защищаюсь я тезисом, который можно прочесть в польской проправительственной прессе.
— Вы мелкие, Байкал у вас не поместится, — парируют мне.
Недавно у нас в газете был Виктор Шендерович, знаменитый российский сатирик, заядлый критик Путина. Мы горячо спорили о том, где можно столкнуться с большим идиотизмом: у нас или у них. Позже Виктор написал в отчете о поездке в Варшаву: 'Оставьте нам хоть что-нибудь для нашей великодержавной гордости! Все-таки мы великая страна: Признайте, что наши идиоты крупнее ваших!'. Однако в конце концов он сдался и во всеуслышание заявил на популярном сайте "ej.ru": 'Ничья'.
Но на Шендеровича мы всегда можем рассчитывать, потому что это страстный полонофил, когда-то у него была невеста-полька, и, как любой порядочный московский интеллигент, он убежден в том, что польские женщины достойны самого большого восхищения и преклонения.
Однако рассчитывать на снисходительность других россиян нам не следует. В декабре я зашел к приятелям с российского телевидения. Они открыли мне дверь, злорадно улыбаясь во весь рот, и с порога спросили: 'Слышал про 'обезьяну в красном?'
Не слышал, поскольку только что приехал. Поэтому они в подробностях рассказали мне о замечании в адрес польской журналистки, прозвучавшем из уст польского премьера. А потом еще велели мне просмотреть все телерепортажи с фатальной конференции в Брюсселе. — Что бы у нас ни говорили о поляках, мы всегда считали, что вы отличаетесь любезностью в отношении дам. А тут такой фейерверк галантности. Конец мифу, — никак не могли угомониться они.
Так что нам нужно быть осторожнее, сравнивая себя с Россией и смотря на нее сверху вниз. Русские тоже сравнивают нас с собой, и все чаще с жалостью. А, кроме того, немало над нами потешаются.
А те, кто, как Игор Залевский (Igor Zalewski) во вчерашнем 'Дзеннике', легкомысленно шутит, что в Польше оппонентов 'ссылают не в тайгу или тундру, а на Запад', должны быть более осторожными. Шутка публицисту не удалась. Ведь поначалу Ленин отправлял таких опасных для большевиков интеллектуалов, как писатель Николай Бердяев, как раз на Запад — на т.н. кораблях философов, а только потом — на Соловки. А, может, Залевский хотел нас предостеречь? Пожалуй, не стоило, потому что нам рейсы сначала в Лондон, а потом — на Белое море — все-таки не угрожают.
__________________________________________________
Откуда берутся пшеки ("Przeglad", Польша)
Польша Качиньских — это Россия в версии 'soft' ("Rzeczpospolita", Польша)