Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Стратегическая позиция или стратегическая поза?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На сегодняшний день все в Европе знают, что Россия использует свои энергоносители в качестве политического оружия. Но, даже зная это, ЕС все равно не может прийти к единому решению по позиции Европы относительно России. А Кремль тем временем уже готовится взять под свой контроль энергетическую инфраструктуру Греции и Болгарии, что обещает стать еще одним знаковым событием в отношениях между Россией и Европейским Союзом

На нефтепроводный выход России Греция должна ответить 'я пас'

На сегодняшний день все в Европе знают, что Россия использует свои энергоносители в качестве политического оружия. Но, даже зная это, ЕС все равно не может прийти к единому решению по позиции Европы относительно России. А Кремль тем временем уже готовится взять под свой контроль энергетическую инфраструктуру Греции и Болгарии, что обещает стать еще одним знаковым событием в отношениях между Россией и Европейским Союзом.

Предстоящий на этой неделе визит Путина в Афины ставит руководство Греции в довольно сложное положение. Ожидается, что в ходе этого визита Греция одобрит проект строительства нефтепровода Бургас-Александруполис. Если Афины позволят Москве создать столь ценный объект инфраструктуры, который будет на 51 процент принадлежать России, они рискуют подорвать не только собственную энергетическую безопасность, но и безопасность всего Европейского Союза. Кроме того, строительство этого нефтепровода станет очередным источником напряженности в отношениях между Грецией и Турцией.

В этой ситуации Греции следует принять политически трудное, но стратегически мудрое решение - заблокировать реализацию этого проекта и тем самым сохранить собственный суверенитет, внести свой вклад в укрепление энергетической безопасности Европы и сохранить жизненно важные отношения энергетического партнерства с Турцией, которые только-только завязываются.

На повестке дня стоит два взаимосвязанных проекта - нефтепровод Бургас-Александруполис и газопровод Турция-Греция-Италия. И тот, и другой предоставляют определенные возможности для сотрудничества с усилением энергетической безопасности Европы и диверсификации источников энергии с отходом от России.

Из России и стран каспийского бассейна идет все увеличивающееся количество нефти, которая через турецкие проливы выходит на мировые рынки. Поскольку проливы узки и уже под завязку забиты судами, плавать по ним опасно, и большей танкерной нагрузки они попросту не выдержат, все согласны, что нужен по крайней мере один трубопровод в обход проливов. Проектов строительства черноморского нефтепровода выдвигается несколько: из Украины, Румынии, Болгарии и Турции. Из этих четырех Кремль открыто поддерживает только болгарский вариант.

Нефтепровод, который должен пойти из болгарского черноморского порта Бургас и закончиться на берегу Эгейского моря, в греческом городе Александруполисе - очередной проект, реализуемый Россией не из коммерческих, а исключительно из политических соображений. Россия уже заставила несколько компаний поддержать проект прокладки трубы из Бургаса в Александруполис против их воли, и, хотя правительство Греции считает, что стратегически этот нефтепровод будет выгоден для их страны, на самом деле он лишь ударит по интересам Греции, а также по интересам всей Европы в целом.

Координатор проекта со стороны России, заместитель министра промышленности и энергетики Андрей Дементьев, в начале марта высказался совершенно недвусмысленно: 'Поскольку оператором нефтепровода будет 'Транснефть', мы будем считать Бургас-Александруполис фактически частью нашей трубопроводной системы'. Если, пока внутри ЕС в муках рождается единая позиция относительно того, как дальше работать с Россией, два ее члена, Греция и Болгария, отдадут России контроль над своими трубопроводами, они тем самым нанесут удар по европейской солидарности. Греческое правительство упорствует в мнении, что этот нефтепровод Греции абсолютно необходим - и поэтому оно согласилось на условия, при которых нефтепроводом будет управлять Россия.

Более того, чтобы обеспечить наполняемость этого нефтепровода, Греции, не исключено, придется согласиться и на участие российского газового монополиста 'Газпрома' в другом трубопроводном проекте - Турция-Греция-Италия, - то есть фактически поставить крест на самой мысли создать транзитный газовый маршрут в Европу, в котором никак не фигурировала бы Россия.

Сама по себе реализация проекта ТГИ - это шаг вперед как для Турции, так и для Греции. Он позволит выводить на рынки Европейского Союза азербайджанский газ. Учитывая, что Европе необходимо огромное количество энергоносителей - особенно газа - и что энергетическая политика России по отношению к Европейскому Союзу есть не что иное, как политика откровенного запугивания и угроз, наличие альтернативного источника газа становится чрезвычайно важным фактором. Проект ТГИ уже сегодня активно продвигается вперед. К концу текущего года Азербайджан начнет передавать по нему в Грецию небольшие партии столь необходимого газа, а через девять лет Азербайджан будет в состоянии экспортировать треть того количества, которое сегодня продает Европе Россия. Это много, и это позволит ЕС в немалой степени ослабить хватку Москвы на своем горле.

Если же Греция согласится на строительство нефтепровода Бургас-Александруполис, это приведет к трениям с Турцией, которая поддерживает альтернативный маршрут Самсун-Джейхан. Турция, пытаясь как-то снизить нагрузку на проливы, уже рассматривала проекты даже более коротких трубопроводов, которые выходили бы в Эгейское море, но, поскольку они были забракованы из-за высокого экологического риска, сегодня разрабатывает проект более длинной трубы, заканчивающейся в средиземноморском порту Джейхан.

Греция должна начать мыслить стратегическими категориями: нефтепровод Бургас-Александруполис ей не нужен - уж точно не нужен с той структурой, которая предлагается сегодня, - однако нужен газопровод Турция-Греция-Италия, зависящий от сотрудничества с Турцией.

Как мы уже неоднократно наблюдали в случаях с Литвой, Польшей и другими странами, членства в НАТО или ЕС совершенно недостаточно, чтобы защитить страну от давления со стороны России. Что же, разве даже сегодня, когда то же самое происходит с Грецией, одним из ключевых членов ЕС и НАТО, трансатлантический альянс не найдет в себе сил сказать России 'хватит'?

Газовый кризис, разразившийся на Украине в январе 2006 года, сделал энергетическую безопасность главным вопросом европейской политики. Страны Европы наконец раскрыли глаза и избавились от апатии, с которой они уже многие годы относятся к России. На прошлой неделе появился первый проблеск надежды: в Брюсселе лидеры всех стран ЕС под председательством канцлера Германии Ангелы Меркель продемонстрировали этот новый подход, придя к соглашению о мерах, которые к 2020 году помогут Европе снизить долю России в своем энергобалансе. Однако надежда - это всего лишь надежда. Подобные меры не могут быть реально эффективными, если их может разрушить позиция одного-единственного государства. Если на следующей неделе Греция не примет правильное решение, она сдаст Кремлю ключевой элемент энергетической инфраструктуры ЕС и превратит стратегическую позицию в весьма неудобную стратегическую позу.

Зейно Баран - старший научный сотрудник Хадсоновского института (Hudson Institute) и директор Центра евразийской политики (Center for Eurasian Policy) при этом институте. Димитрис Апокис - адъюнкт центра.