На этой неделе конфликт между Ираном и Россией в связи со строительством АЭС в Бушере обострился: в понедельник государственная российская компания, сооружающая объект, объявила, что из-за задержки с оплатой пуск станции по графику - в сентябре - не состоится, как и поставка ядерного топлива, запланированная на март месяц.
Более того, в среду 'Атомстройэкспорт' предостерег: 'Если в ближайшее время иранская сторона не возобновит финансирование, процесс может принять необратимый характер', пояснив, что у фирмы возникают трудности с субподрядчиками, требующими немедленно оплатить выполненные работы.
В заявлении 'Атомстройэкспорта' подчеркивалось, что ядерное топливо будет поставлено, как только иранцы возобновят платежи. Однако американские и израильские эксперты, внимательно следящие за событиями в Иране, полагают, что в заявлениях российской стороны кроется нечто большее, чем чисто финансовый спор. Они утверждают, что речь, по сути идет о стратегическом решении Москвы, означающем смену дипломатического курса.
Последние пять лет Россия под разными предлогами оттягивает поставку низкообогащенного урана для станции в Бушере. Она находит все новые технические причины, объясняющие задержки со строительством реактора и передачей иранской стороне ядерного топлива.
На этой неделе вице-премьер российского правительства Сергей Кириенко, возглавляющий Агентство по атомной энергии, заявил, что все эти задержки - 'не политические действия'. Однако появляется все больше признаков, свидетельствующих о том, что Россия пересматривает свое отношение к содействию иранской ядерной программе.
Несколько месяцев назад, встречаясь в Москве с премьер-министром Израиля Эхудом Ольмертом (Ehud Olmert), президент Владимир Путин признал, что в российском руководстве существуют разные мнения об истинных намерениях Ирана и целесообразности продолжения помощи.
В заявлениях официальных кругов США также содержатся намеки на то, что подход Москвы изменился. За последние две недели представители администрации дважды позитивно оценили позицию России и тот факт, что завершение строительства АЭС в Бушере откладывается. В среду заместитель министра энергетики США Клей Селл (Clay Sell) отметил в беседе с журналистами в Москве, что 'действия, предпринимаемые российским правительством . . . соответствуют нашим общим интересам и общей озабоченности происходящим в Иране'.
С подобной оценкой согласны эксперты израильской военной разведки и Министерства иностранных дел, однако ее не разделяют аналитики Моссад, по прежнему считающие, что Россия помогает Ирану ядерными технологиями и ноу-хау.
Кроме того, Россия, судя по всему, больше не чинит препятствий введению новых санкций ООН против Ирана, которые на сей раз предусматривают ограничение торговли с этой страной.
__________________________________________________
Позиция Ирана начинает раздражать Россию ("Los Angeles Times", США)
Удар по атомным планам Ирана: Россия требует денег и не дает топливо ("The Times", Великобритания)
Тегеранский режим трещит по швам? ("Investor's Business Daily", США)