Вчера Россия присоединилась к западным странам в усилении давления на Иран, который осуществляет ядерную программу, вызывающую подозрения. Москва согласилась ужесточить санкции против исламского режима через день после того, как объявила о приостановлении поставок ему ядерного топлива.
Пять постоянных членов Совета Безопасности ООН и Германия с удивительной быстротой согласились принять пакет более жестких экономических санкций против Ирана, поскольку он отказывается прекратить процесс обогащения урана, целью которого является, по мнению Запада, незаконное создание ядерного оружия. Но Тегеран настаивает, что его ядерная программа является мирной.
Посол Великобритании при ООН сэр Эмир Джонс-Пэрри (Emyr Jones Parry) заявил, что он намерен вынести на обсуждение проект резолюции, одобренный всеми членами Совета Безопасности, которая вводит запрет на экспорт иранского оружия, ограничивает объем кредитов и инвестиций в Иран и расширяет черный список иранских чиновников и компаний, чьи счета замораживаются.
После трех лет споров ООН ввела в декабре санкции против Ирана, а три недели назад установила крайний срок, до которого режим должен был заморозить программу обогащения урана под угрозой ужесточения санкций. Но декабрьскому решению предшествовало несколько месяцев переговоров, поскольку Россия не хотела вводить санкции против страны, с которой заключены многомиллиардные контракты на строительство АЭС, поставку вооружений, а также в области энергетического сотрудничества.
На этот раз Москва согласилась затянуть петлю на шее Тегерана гораздо быстрее, чем ожидалось. Россия строит в Бушере первую иранскую АЭС и поставляет для нее ядерное топливо. Но в среду, к огромному удовольствию американцев, Москва обвинила Тегеран в невыполнении финансовых обязательств и заявила, что поставки топлива, которые должны были начаться в ближайшие недели, отменяются, а намеченная на сентябрь сдача АЭС в эксплуатацию откладывается.
Ее решение вызвало гневную реакцию в Тегеране. Вчера президент Махмуд Ахмадинеджад выразил свое презрение к новым санкциям Совбеза и дал понять, что под давлением Запада Иран никогда не приостановит свои ядерные разработки. Его упрямство, похоже, начинает вызывать трения и разногласия в иранской элите.
Резолюция о введении нового пакета санкций, которые еще должны быть одобрены десятью непостоянными членами Совета Безопасности, характеризует иранскую ядерную программу как 'создающую риск распространения [ядерного оружия]'. Число иранских компаний и организаций, над которыми устанавливается мониторинг, и чьи активы замораживаются, увеличивается с 12 до 22, а официальных лиц - с 10 до 18. Считается, что большинство из них связано со стражами исламской революции.
Кроме того, резолюция вводит запрет на экспорт оружия из Ирана, не принимая при этом мер против поставок вооружений в страну.
После встречи с послами шести стран сэр Эмир заявил: 'Мы достигли согласия, и я представлю текст от имени шести государств'. Исполняющий обязанности посла США Алехандро Вульф (Alejandro Wolff) сказал, что это 'хороший текст', назвав его 'дополнительной мерой', призванной убедить Иран отказаться от ядерных разработок.
Нынешний председатель Совета Безопасности, посол ЮАР при ООН Думисани Кумало (Dumisani Kumalo), заявил, что эксперты встречаются вновь и, если нужно, соберутся в следующий вторник, но в полном составе Совбез будет обсуждать Иран не раньше среды. 'Мы ожидаем, что голосование состоится ближе к концу следующей недели', - отметил Кумало.
____________________________________________
Позиция Ирана начинает раздражать Россию ("Los Angeles Times", США)
Удар по атомным планам Ирана: Россия требует денег и не дает топливо ("The Times", Великобритания)
Тегеранский режим трещит по швам? ("Investor's Business Daily", США)