Празднование Международного дня родного языка и последняя полет-филологическая возня некоторых люмпен-политиков почему-то остались без внимания наших ведущих интернет-сайтов и их уважаемых авторов.
Воинствующее невежество в языковой дискуссии уже откровенно приобретает формы спланированной извне ментальной агрессии.
Создается впечатление, что в "этой стране" просто некому что-то серьезно противопоставить спланированной сдаче украинства по всем фронтам.
Поэтому повторяем, - давайте что-то делать. . .
Начнем с аксиомы. Формирование нового человека нового общества, создание крепкой, консолидированной украинской нации является самой актуальной нашей задач-проблемой.
Ведь именно консолидированные вокруг национальной идеи народы создали мощные и стабильные культурные, политические и экономические системы своих государств.
Напомним гениально простое выражение отца экономики Рикардо: у народа, у которого нет чести, не будет и хлеба!
То есть: честь, которая должна быть у успешного народа - это и есть сумма тех национальных достоинств каждого из нас, о которой время от времени так настойчиво говорит наша интеллигенция и некоторые дальновидные политики.
Максимально упрощая разнообразные сложные определения этого понятия, придем к единому результату: национальная идея - это стремление быть лучше, отраженное на уровне отдельного индивида и всего общества.
В основе национального лежит язык.
Язык и патриотизм - это те Божьи и вселенские (идеалистическая и материалистическая концепции здесь совпадают) протосилы, которые программируют уникальность 1) человека; 2) нации и встраивают их в общечеловеческий прогресс.
Но почему национально-языковые вопросы не содействуют, а мешают прогрессу современного украинского процесса создания государства и нации?
Потому что разный уровень понимания нашими лидерами, общественными учреждениями и гражданами роли национального в формировании государства и, особенно, человека является чуть ли не основой причиной постоянного противоборства между ними.
И опять таки - почему? Давайте попробуем разобраться.
Нравственно-эмоциональный фактор: не "все равно" и не "какая разница"
Роль "агитаторов-пропагандистов" в этой чрезвычайно деликатной и наукоемкой сфере сначала перехватили чрезвычайно эмоциональные и одухотворенно-жалостливые поэты и писатели.
Общественное и индивидуальное сознание украинцев, как правило, формировалась ними с помощью наставлений на манер: "да любите же вы, неправильные, наш язык, ведь он такой самый богатый, самый мелодичный, самый сопилковый...", - сопровождаемых упорным разрыванием сорочки-вышиванки на нежной и страдающей душе...
Да, бесспорно - у нас есть достаточно оснований считать украинский язык одним из самых совершенных. Еще в 1663 г. Пьер Шевалье отмечал: "Язык казаков ... очень нежный и преисполненный ласковых выражений и необыкновенно утонченных оборотов".
Еще раньше турецкий путешественник Эльвия Челеби дал такую оценку нашему языку: "Украинцы - старинный народ, а язык их более богат и всеобъемлющ, чем персидский, китайский, монгольский и прочие".
Но эмоционально-образные заклинания образца "язык - это душа народа" не убедят прагматического человека, который не всегда чувствует, что такое даже собственная душа.
Такие аргументы не могли стать убедительными для ответа на классические банальные (но закономерные!) вопросы обывателя: все-таки, "а какая разница?", "не все ли равно?", "а какая мне и моим детям из этого польза?".
То есть, если, предположим, что немецкий, польский или японский языки менее богатые и "соловьиные", то почему предать свой язык для респектабельного немца, поляка, японца, россиянина и т.д. аморально, то есть, невозможно?!
Игнорирование языка своего народа не было и сейчас не является критерием морали ни в одной из человеческих цивилизаций. И интеллекта, и культуры, кстати, также:
"Мы не можем игнорировать и предавать миллионы лучших, которые отдалили свою жизнь для того, чтобы наш народ был самим собой", - приблизительно так звучит моральная заповедь каждого цивилизованного народа, который заботится о собственной наследственности.
Указанный моральный аспект языковой проблемы и у нас в Украине мог бы достичь многого, если бы соответствующие общественные институты стремились работать в этом направлении.
Но что можно сказать о государстве и его элите, которые за 15 лет не были в состоянии создать хотя бы один добротный художественный фильм о национально-освободительной борьбе своего народа и почти "запрещенных" безымянных ее героях...
Почти все самые популярные СМИ и другие средства формирования общественного сознания скуплены людьми и силами, которым, в лучшем случае, "все равно".
То есть, такие фундаментальные факторы бытия человека и нации, как моральная обязанность, эмоциональное уважение к национальным героям и т.п. у нас, фактически, остаются незадействованными, а точнее - заблокированными.
Политический фактор: чей язык - того и власть
Фактор языка в политике (как внешней, так и внутренней) играет далеко не последнюю роль. Язык - важный фактор, который формирует государство.
Политический аспект языковой проблемы точнее всего высказали еще древние римляне: "чей язык - того и власть".
Даже политики-начинающие любого государства, кроме нашего, хорошо усвоили это правило.
Вспомните официальные заявления руководителей России о методах и формах защиты русскоязычного населения в эпоху бывшего министра Козырева (напомним - речь тогда шла о возможности применения ядерного оружия)...
Неофициальные же суждения таких лиц вообще сводятся к формуле: русскоязычный - значит россиянин (идентификационная функция языка). А, следовательно, где большинство населения русскоязычные - там и Россия.
Такие иллюстрации являются хорошим аргументом для политически сознательных граждан Украины в пользу украиноязычия. Тем не менее, не основным.
Даже фанатичные русские шовинисты удивляются тому слепому хохляцкому упрямству и недальновидности, с которыми определенные политические силы в Украине зачарованно идут за их дудкой-обманкой в ловушку окончательной русификации соответствующих регионов.
Какую бы финансовую и политическую поддержку за это не получали сейчас эти ребята - она является сыром в новоимперской мышеловке "щедрых" российских "спонсоров".
И каждого украинского "хозяина (Донбасса, Крыма, Харькова или Днепропетровска)" они потом легко превратят в русского "вассала (далее по тексту)"...
И на каждого олигарха у них давно уже есть свой мега-олигарх!
Если бы эти люди были хоть немного грамотнее и дальновиднее, именно они должны были бы взять в свои руки процесс возвращения "своих" регионов к украинскому языку. И культуры.
И - что самое главное - у них бы это получилось намного более успешно, чем у всех "поэтов" вместе взятых!
А пока что у нас есть свежее заявление секретаря Донецкого горсовета, очевидно, не самого последнего функционера Партии регионов и, наверное, самого передового специалиста по языковым вопросам в этой партии. И не просто заявление, а симптом-явление.
Итак, этот человек (с красивой украинской фамилией, кстати) докатился до глубоких мировоззренческих убеждений, что украинский язык, оказывается, ни на что не способен, в частности на науку, кроме фольклора, и скоро отомрет.
"Я не знаю и не хочу знать. Но знаю лучше!" - вот интеллектуальная матрица штампованных советской империей кадров.
Ну, откуда таким "аккадемикам" знать, что первые книги на украинском языке были напечатаны еще в конце 15 века - задолго до книг Скорины, и тем более, Федорова?
А об украинских братских школах и коллегиумах? О выдающихся украинских ученых прошлого и настоящего, около 85% которых - выходцы из нашего украиноязычного села...
В этом, по оценке даже Герман, "высокомерном и немудром заявлении малообразованного чиновника" содержался еще один интересный симптоматичный ракурс: категоричная убежденность заявителя в том, что практически все жители Украины при разговоре на украинском языке все равно переводят его "в голове" с русского!
На самом деле все наоборот.
Кстати, подчеркнем - чрезмерная, неадекватная антагонизация - один из главных недостатков политического аспекта языковой проблемы в Украине.
И этим грешат не только дремучие нацисты-шовинисты или лица с совково-малороссийскими комплексами.
Осмелимся посоветовать и нашему президенту: поменьше акцентировать на статусе языков, а сосредоточиться на моральных и функциональных аспектах данной проблемы.
И пригласить к себе, в конце концов, грамотных гуманитарных менеджеров без тени испуга на вечно комсомольском лице...
Например - явно преждевременный, но настойчивый перевод украинских российских фильмов и передач (да еще и с сохранением аутентичных голосов) - либо сознательная провокация, либо крайнее проявление непонимания данной проблемы.
Не нужно постоянно противопоставлять украинский язык русскому: какой из них лучше, какой более государственный или "враждебный".
Этим мы только наживаем себе лишних врагов. Да и корень зла - не здесь.
Это понимал еще Шевченко, в 1847 году спокойно советуя нам: "...на москалiв не вважайте, нехай собi пишуть по-свойому. У iх народ i слово, i у нас народ i слово. А чиe краще, нехай судять люди".
Таким образом, в подобных "поэтическо-политических" дебатах о языке мы мучаемся уже восемнадцатый год его "государственного" статуса.
А результатов маловато. Почему?
Мы уже отмечали, что проблема языка и речь является чрезвычайно наукоемкой, многогранной и разнокомпонентной. И вывести ее из запустения можно только глубоко осознанными средствами с выверенными и просчитанными аргументами.
Несмотря на многочисленные академические филологические и языковедческие учреждения, в информационном пространстве нашего государства почти совсем не слышно аргументов с точки зрения функционально-психологической сущности языка.
А именно они в этой сфере определяющие и решающие.
__________________________________________
Москали ("Украинская правда", Украина)
Спор Руси с Московией закончится победой Украины ("Украинская правда", Украина)
И не стыдно под люком? ("Украинская правда", Украина)