Один брал взятки, другой оплачивал своих телохранителей из городского бюджета, третий подделал школьный аттестат. . . Глядя на участившиеся в последнее время скандалы, можно подумать, что некоторые из российских мэров - настоящие прохвосты. И пусть большинство из них было избрано при поддержке 'Единой России', основной российской партии власти, прокуроры как будто с цепи сорвались, и вот уже более двадцати мэров находятся под следствием, а некоторые сидят в тюрьме.
'Винни-Пух'
Владимир Николаев, мэр Владивостока, самого крупного порта на восточном побережье России, был недавно арестован по обвинению в целом ряде преступлений, от самых серьезных до просто нелепых. Мэр, - которого между делом сняли с должности - обвиняется в том, что он незаконно торговал землями и лесами, злоупотреблял полетами на чартерных рейсах, требовал, чтобы его сопровождал дорогостоящий эскорт телохранителей и полицейских, в задачу которых входила охрана всего лишь его портфеля. . . Мэр Владивостока, которого СМИ прозвали 'Винни-Пухом', по имени персонажа, который для россиян является символом воришки (меда), обвиняется в растрате порядка трех миллионов евро из бюджета города.
Мэр сибирского Томска Александр Макаров с декабря находится в тюрьме, куда попал по обвинению в том, что он 'вымогал' взятки у местных коммерсантов и угрожал уничтожить их имущество. Мэр Волгограда Евгений Ищенко также находится под стражей: его обвинили в том, что в партнерстве с одним банкиром он создал торговую компанию, обладавшую разветвленной сетью супермаркетов, использовал служебное положение для обеспечения этим магазинам режима наибольшего благоприятствования, а также выплачивал ежемесячную неофициальную зарплату в размере от 1000 до 10000 долларов городским чиновникам, чтобы 'держать их под контролем'. Поскольку мэр Волгограда сидит за решеткой уже десять месяцев, ему пришлось 'проспонсировать' тюрьму - по сообщениям местных СМИ он закупил для нее спортивные тренажеры и новые душевые кабины.
Диссидент
Самая любопытная история приключилась с молодым мэром Архангельска Александром Донским, которого обвинили в 'фальсификации' диплома о получении среднего образования и в 'незаконных экономических действиях'. Молодой 34-летний бизнесмен Александр Донской, избранный в 2005 году мэром этого крупного порта на Белом море, очень скоро вступил в конфронтацию с губернатором области по вопросу распределения бюджетных средств и местных доходов, ситуация распространенная в современной России. Чтобы придать себе большую значимость, молодой мэр заявил в октябре прошлого года, что собирается баллотироваться на президентских выборах, которые состоятся в марте 2008 года, и на которых наконец-то мир узнает имя преемника Владимира Путина. С тех пор неприятности посыпались на него, как из рога изобилия. Александр Донской говорит, что на служащих мэрии оказывается сильное давление, чтобы они рассказали о всех незаконных деяниях мэра. Владимир Путин собственной персоной не осудил эти преследования, когда заявил в ходе своей ежегодной пресс-конференции, что мэры должны 'прежде всего, думать об интересах граждан' и стремиться установить хорошие отношения с губернаторами. С тех пор мэр Архангельска считает себя новым 'диссидентом' и опасается, что его могут в любой момент арестовать.
Что это? Операция 'чистые руки', призванная продемонстрировать, что путинская Россия уделяет особое внимание наведению порядка в среде коррумпированных городских чиновников? Эта гипотеза вызывает громкий смех у большинства российских экспертов. 'Все это скорее имитация борьбы с коррупцией, - говорит политолог Александр Кинев. - Современная политическая система в России обуславливает наличие коррупции. Если бы законы применялись по всей строгости, нужно было бы посадить за решетку всех мэров, впрочем, как и закрыть все предприятия'.
Суть проблемы скорее заключается в основополагающем конфликте между мэрами, избранными путем общего прямого голосования, и губернаторами, которые с 2005 года назначаются Владимиром Путиным. Как считает вышеупомянутый эксперт: 'Мэры, избранные горожанами, обладают аурой законности, что вызывает зависть у губернаторов, к тому же в больших городах обычно сконцентрированы значительные средства и активы'. Политолог Владимир Прибыловский считает, что в 'областях мэры и губернаторы стоят во главе групп, представляющих разные административные и экономические интересы. Губернатор возглавляет одну группу, мэр - другую. Это соперничество имеет старые корни, но теперь губернаторы пользуются поддержкой Кремля, который хочет протянуть свою вертикаль власти до центра Земли'.
Демократический фасад
Владимира Прибыловского беспокоит эта волна судебных исков, возбуждаемых против мэров, поскольку она может привести к отмене прямых выборов муниципальных властей. Александр Кинев считает, что, поскольку Россия присоединилась к Европейской хартии о местном самоуправлении, Кремль не сможет уничтожить этот последний элемент демократии. Поэтому, чтобы удерживать мэров в узде и сохранять при этом демократический 'фасад', скорее всего, будет применяться нынешняя методика: обвинения будут сыпаться за обвинениями, и мэры будут постоянно помнить, что от мэрии до тюрьмы рукой подать.