Генри Киссинджер, который был советником по вопросам национальной безопасности, а затем госсекретарем США при Ричарде Никсоне и Джеральде Форде, ушел с госслужбы 27 лет назад, но к его мнению продолжают прислушиваться в администрациях американских президентов. Он не скупился на советы и нынешнему президенту США Джорджу Бушу. Генри Киссинджер посетил Брюссель, чтобы принять участие в работе трехсторонней комиссии - группе руководителей США, стран Европы и Японии, заседания которой с 1974г. проходят два раза в год. Известный своей нелюбовью к интервью, Генри Киссинджер согласился встретиться с журналистом газеты 'Soir'.
- Каким может быть, если рассуждать здраво, оптимальный выход из иракского кризиса?
- Теоретически, наилучшей стратегией, наилучшим исходом, безусловно, является победа. Но я также уже говорил, что полная победа, коей явилось бы функционирование признанного всеми иракского правительства на всей территории Ирака, не представляется возможной. Является очевидным, что Соединенные Штаты готовы за это заплатить. Таким образом, необходимо найти компромиссное решение. Данное решение должно учитывать как присутствие американских военных сил на иракской земле, так и требования безопасности других стран. В данный момент работа ведется именно в этом направлении.
- Создается впечатление, что сейчас в регионе наблюдается большая нестабильность, чем до американского вторжения, и что следствием этого явилось ограничение диапазона действий Америки и снижение ее влияния. Согласны ли Вы с этим утверждением?
- Если подойти к этому со статистической логикой, то вполне возможно, что по большей части мы все делаем наперекосяк, и лишь изредка совершаем правильные поступки. Но, давайте, рассмотрим этот вопрос поступательно. Вы говорите, что в регионе наблюдалась стабильность, но тогда в нем правил один из самых жестоких диктаторов, который убивал десятки тысяч своих сограждан. Вряд ли подобная стабильность заслуживает положительной оценки. Теракт 11 сентября не был изолированным: он явился результатом возникновения религиозного фундаменталистского движения, для которого не существует государственных границ. Ирак составляет часть данной проблемы. Было бы абсурдным считать, что гарантом региональной стабильности может являться правительство, которое 17 раз нарушало соглашение о прекращении огня, которое содержало самую многочисленную армию в регионе, и которое подозревали в обладании оружия массового поражения. Конгресс США в 1998 году большинством голосов проголосовал за смену этого режима, и президент Клинтон поставил свою подпись под этой резолюцией. Таким образом, идея президента Буша не является абсолютно новой. На этом основании, а также исходя из ситуации, сложившейся в Афганистане, было принято решение о том, что в целях достижения стабильности необходима смена режима. С тех пор было допущено немало ошибок, и, по-моему, ситуация стала намного более сложной, чем это представлялось вначале. Я был сторонником ввода войск в Ирак, но я отрицательно относился ко многим его этапам. И я в свое время обрисовал условия, на которых оно должно было быть произведено.
- Вы принимали участие в разработке новой концепции в области распространения ядерного вооружения, суть которой заключается в том, что для сдерживания распространения ядерные державы должны согласиться ограничить свою собственную деятельность в этой области. Что именно вы имели в виду?
- Эта идея принадлежит четырем людям: двум республиканцам и двум демократам. Но мы ее еще детально не разработали. В общих чертах, мы хотели сказать, что мы категорически против того, чтобы у Ирана или Северной Кореи была бомба. Но чтобы с уверенностью смотреть в будущее, мы должны обратиться с просьбой к нынешним ядерным державам внести свой вклад в данный процесс, дабы он не сводился лишь к сохранению их гегемонии.
- По Вашему мнению, будет ли ошибкой начало военных действий против Ирана?
- Ни один человек в Соединенных Штатах не хочет начала новой военной операции. Но тут существуют две проблемы: с одной стороны, ядерная программа Ирана, а, с другой стороны, хаос и терроризм, царящие на Ближнем Востоке. Идеальным вариантом было бы решение этих проблем путем переговоров. И я считаю, что американское правительство недвусмысленно обозначило, что мы не ищем повода для вторжения и не готовим новую военную операцию. Но мудрые люди никогда не говорят никогда.
- Давайте перейдем к палестино-израильскому конфликту.
- В данном случае необходимо выполнение трех условий. Державы, не принадлежащие к этому региону, должны как можно точнее обозначить свои рекомендации. Израильтяне должны принять внутриполитическое решение в отношении необходимого плана действий. А арабские страны должны официально признать Израиль, но также разработать принципы мирного сосуществования в регионе. И, прежде всего, они должны назначить партнера для проведения переговоров.
- Но Саудовская Аравия уже предлагала свои услуги в качестве посредника. . .
- Это важный этап, но его следует развивать дальше.
- Представляется ли Вам возможным достижение договоренности в ближайшее время?
- Царящий в регионе хаос мешает четкому видению ситуации. Если под 'ближайшим временем' Вы подразумеваете период в пятнадцать месяцев, то я отвечу, что в этих временных рамках возможен существенный прорыв.
- Как Вы оцениваете развитие России при Владимире Путине?
- Путин считает себя продолжателем дела Петра Первого и Екатерины Великой: он пытается вернуть России былую мощь и реформировать страну. Что всегда являлось сложным процессом в России. Я надеюсь, что по завершению оного, общественно-политическое устройство России будет больше отвечать нашим чаяниям. Но я признаю, как и многие мои соотечественники, что данный процесс требует много времени, и я прошу относиться к этому вопросу с большим пониманием.