Некролог
Алексей Комеч, историк архитектуры и общественный деятель, родился 8 августа 1936 г. 28 февраля 2007 г. он умер от рака в возрасте 70 лет.
Алексей Комеч был влиятельной фигурой в искусствоведческих кругах, автором ряда научных трудов; кроме того, он неустанно боролся за сохранение российского архитектурного наследия.
Алексей Ильич Комеч родился в 1936 г. в Тульской области, вырос и получил образование в Москве. Он закончил музыкальное училище имени Мерзлякова (страстную любовь к музыке он сохранил до конца дней) и Московский университет. В 1954 г. он поступил на отделение истории искусств исторического факультета МГУ, где его преподавателями были знаменитый искусствовед Виктор Никитич Лазарев, выдающиеся ученые М.А. Ильин и А.А. Губер - именно они пробудили в своем студенте интерес к архитектуре. В 1959 г. Комеч поступил на работу инспектором в Совет по охране памятников культуры при Академии наук СССР. В 1959 г. он вернулся в МГУ уже в качестве аспиранта; научным руководителем Комеча был Лазарев. В 1971 г. он защитил диссертацию по архитектуре Руси до монгольского нашествия.
Следующие 20 лет Комеч проработал в Государственном институте искусствознания - ведущем научно-исследовательском центре по истории искусств в СССР. За это время он опубликовал большое количество работ о византийской и русской архитектуре; наиболее выдающимся его трудом, пожалуй, стала книга 'Древнерусское зодчество конца X - начала XII в. Византийское наследие и становление самостоятельной традиции', опубликованная в 1987 г. Она была написана на основе докторской диссертации, которую он защитил в 1988 г. Кроме того, он читал в МГУ лекционный курс об архитектуре Византии и Древней Руси; не одно поколение студентов с уважением и благодарностью вспоминает его как блестящего педагога. Одним из важнейших достижений Комеча в этот период стало создание в Институте сектора, занимавшегося изучением и описанием архитектурных памятников на всей территории СССР.
В советское время Комеч избегал любой политической деятельности, однако гласность и перестройка сделали возможным его публичное участие в культурной жизни страны. В 1990 г. он покинул Институт, заняв высокую должность начальника Отдела охраны культурного наследия в Министерстве культуры СССР. После того, как Советский Союз перестал существовать, он вернулся в Институт искусствознания в качестве заведующего сектором древнерусского искусства. Одновременно (в 1992-1994 гг.) он занимал пост директора Государственного научно-исследовательского музея реставрации.
В марте 1994 г. Комеч был назначен директором Института искусствознания; он покинул этот пост в конце 2006 г. из-за тяжелой болезни, от которой он вскоре скончался. Под его руководством международная репутация Института значительно выросла; этому способствовали, среди прочего, и организованные Комечем международные конференции. Институт опубликовал ряд томов Свода памятников архитектуры Российской Федерации (по масштабам этот проект можно сравнить с серийным изданием 'здания Англии' [Buildings of England], начатым по инициативе известного искусствоведа Николауса Певзнера [Nikolaus Pevsner]), охватывающих несколько российских регионов.
Его научный подход основывался на тщательном исследовании источников. Он придавал огромное значение сотрудничеству с архитекторами, археологами и борцами за охрану памятников, считая его необходимым, чтобы понять назначение исторического здания, особенности его конструкции и архитектуры, и определить его эстетическую значимость. Он обладал редким умением помещать конкретный памятник в широчайший исторический контекст, не забывая при этом о его индивидуальных особенностях.
Комеч был неутомимым путешественником; он преодолевал большие расстояния в поисках доселе неизвестных или неописанных церквей и других памятников древности не только в России, но и в Грузии, Армении и других странах Европы. Он никогда не разлучался с фотоаппаратом; недавно в Венеции прошла персональная выставка сделанных Комечем снимков архитектурных памятников Пскова и Новгорода.
За последние 30 лет Комеч приобрел известность в широких общественных кругах благодаря своей борьбе за сохранение архитектурного наследия Москвы и Санкт-Петербурга. Он был членом Общественного экспертного совета по градостроительству в Москве; к нему обращались за оценкой любого важного архитектурного проекта. Он также энергично выступал против строительства в Петербурге небоскреба 'Газпрома', который полностью нарушит сложившийся облик и архитектурную целостность города. Эта деятельность часто приводила его к конфликтам с городскими властями. Зачастую он вел неравную борьбу, - с сочетанием богатства и мещанского вкуса, столь характерным для новой России, тягаться трудно - однако благодаря своему авторитету ученого и общественного деятеля Комеч по праву считался 'рупором' борцов за охрану памятников в России.
У Алексея Комеча остались вдова и две дочери.
_____________________________________________
Архитектура: центр столицы превращается в стройплощадку ("The Financial Times", Великобритания)
Боже! В огне сгинула еще одна достопримечательность города Москвы ("Christian Science Monitor", США)