Министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба призвал Россию в кратчайшие сроки признать независимость Абхазии и Южной Осетии. 'В момент, когда международное сообщество собирается создать прецедент в решении косовского вопроса, Россия должна применить тот же принцип и к решению проблем двух непризнанных грузинских республик', - считает Шамба. 'Со временем косовский прецедент 'оживит' и другие аналогичные случаи. Поэтому вопрос Косово надо решать быстро и без колебаний', - в этом заключается позиция абхазского министра.
Вступление Грузии в НАТО (это идею недавно одобрил местный парламент) резко изменит политическую ситуацию на всем Южном Кавказе, а влияние Москвы в регионе ощутимо поколеблется. Особенно, если иметь в виду, что западный военный альянс оказывает сильное влияние на Азербайджан и Армению с тем, чтобы также привлечь их в свои ряды. В такой ситуации Абхазия и Южная Осетия приобретут для России совершенно новое стратегическое значение.
С другой стороны, бывший российский премьер-министр Евгений Примаков считает, что Москва ни при каких условиях не должна допустить отделения Косово и Метохии от Сербии и образования нового независимого государства. По мнению Примакова, возможная 'позитивная' реакция Москвы на отделение Косово только бы 'разморозила' приостановленные конфликты на постсоветском пространстве (Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах, Приднестровье), а, вероятно, спровоцировала бы и новые. Это цена, которую Россия сегодня заплатить не может.
На связь кавказской и косовской проблем политики обращают внимание уже долгое время. Поэтому не удивительно, что план Марти Ахтисаари по решению проблемы южной сербской провинции вызвал к жизни новые рассуждения о судьбе грузинских республик. Учитывая возможные далеко идущие последствия, грузинский президент Михаил Саакашвили предложил абхазским и южноосетинским гражданам 'самую большую степень автономии, когда-либо предоставленную за весь советский период', и все в рамках единой Грузии. При этом он не уточнил, идет ли речь о формуле 'больше, чем автономия, но меньше, чем независимость', или о каком-то другом варианте.
Расчет Саакашвили ясен - НАТО не захочет войти в еще недостроенный дом. И, вероятно не в тот, где в двух комнатах уже живут русские, и большинство жителей Абхазии и Южной Осетии имеют русские паспорта. Ущемить их интересы под каким бы то ни было предлогом, значит сделать неудачный шаг, похожий на случай с убитыми албанскими братьями Битичи, чья судьба привлекла внимание международной общественности только потому, что у обоих были найдены действующие американские паспорта.
Между тем, еще одна инициатива на территории Кавказа обращает на себя внимание. А именно, намерение нового президента Чечни Рамзана Кадырова исключить из Конституции опустошенной войной республики любой возможный намек на отделение от Российской Федерации. Этой процедурой наконец была бы поставлена точка в двух сепаратистских воинах, которые велись здесь с 1994 года. Но если посмотреть на процесс шире, становится ясно, что такое решение повлияет и на положение дел в соседней Грузии, которая в ходе военных действий в упомянутые годы не стеснялась укрывать чеченских террористов. В том числе и тех, которые находились в 'черных списках' США.
Мир в Чечне, или лучше сказать, способ, которым он достигнут, значительно отличается от 'мира', который американцы стараются насадить в Ираке. Это, конечно, не значит, что чеченская война была менее кровопролитная, чем война в Ираке, но в то же время ясно, что российский президент Владимир Путин оказался более успешным политиком, чем Джордж Буш, в том, что касается прекращения войны.
С этим должен считаться и Михаил Саакашвили. В остальном, постоянные провокации его армии (по американской рецептуре), как и громогласные заявления, что отдельные регионы Грузии 'зачищены от сепаратистов', не вызвали острой реакции русских миротворцев, находящихся в самопровозглашенных республиках.
С решением косовской проблемы спешат не только косовские албанцы и американцы. Торопятся и кавказцы, не обращая внимания на то, кому какая территория принадлежит. Упорные утверждения западных политиков, что косовское решение не повлияет на ситуацию на просторах бывшего СССР (или любого другого региона в Европе или мире), уже никто не принимает всерьез. Ясно, что желающих получить независимость - если не завтра, то совсем скоро, вполне достаточно. И тут мы приходим к парадоксальной ситуации: американскому союзнику - Саакашвили, в сущности, не выгодна независимость Косово, а пророссийски настроенному Шамбе не выгодно Косово в составе Сербии.
Очевидно, что для выработки верного решения косовского вопроса заинтересованным сторонам необходимо договориться. Как раз это и предлагает Москва.