Преданные Вашингтону Варшава и Прага считают вполне 'естественным' размещение на своей территории американских систем ПРО, но общественность этих стран начинает полемику по этому вопросу.
А вдруг противоракетный щит, который американцы собираются разместить в Польше и Чешской Республике в период до 2010 года с целью отражения потенциальной иранской угрозы, снова вызовет раскол между 'старой' и 'новой' Европой, как это уже случилось в 2003 году из-за Ирака? Тогда европейские страны из бывшего коммунистического лагеря, считавшие своим долгом проявлять солидарность с США, безоговорочно встали на сторону 'американского дядюшки', когда тот отправился воевать в далекий Ирак. Этому лагерю противостояла ось Франция-Германия-Россия, выступавшая против той войны. На первый взгляд этот водораздел все еще существует, несмотря на усиливающиеся разногласия.
Польша и Чешская Республика на просьбу их американского союзника разместить у себя ракеты-перехватчики и радар ответили принципиальным согласием. Таким образом, обе страны получают статус привилегированных партнеров Вашингтона. Они де-факто позволяют Америке приступить к 'сопряжению' трансатлантических стратегических интересов перед лицом иранской угрозы.
Для Варшавы и Праги этот шаг является более чем естественным, поскольку они считают Соединенные Штаты гарантом своей безопасности. А тот факт, что русские выражают свой протест по этому поводу, не заставит их изменить точку зрения, скорее наоборот. Россия 'скрежещет зубами', а Варшава не без злорадства активно демонстрирует свою проамериканскую ориентацию.
Россия, Германия и, в меньшей степени, Франция, напротив снова находятся на одной волне, они критически относятся к этому проекту, чреватому 'новым расколом в Европе'. Россия возмущается больше всего, поскольку считает, что с ней должны были проконсультироваться по этому непосредственно ее касающемуся вопросу. Немцы и французы, которые чутко реагируют на настроения Москвы, также проявляют обеспокоенность этой односторонней американской инициативой.
Образ неуязвимой Америки
Обеспокоенность особенно ощущается в Берлине, который выражает недоумение по поводу того, что их польские и чешские партнеры не вынесли этот вопрос на обсуждение в НАТО. Франция, парализованная выборной кампанией, не делает громких заявлений, но отмечает, что противоракетный щит дискредитирует концепцию ядерного сдерживания, находящуюся в центре ее оборонной доктрины. В понедельник заместитель директора департамента стратегических вопросов Министерства обороны Робер Ранке (Robert Ranquet) напомнил, что разработка в рамках НАТО системы ПРО (проект, отдельный от американского противоракетного щита) не является для Франции приоритетным. 'Нужно, чтобы американцы научились расставлять свои приоритеты в отношении России, - сказал корреспонденту 'Figaro' Франсуа Эйсбур (François Heisbourg), консультант Фонда стратегических исследований. - Что для них важнее: дразнить Москву с помощью братьев Качиньских или заручиться поддержкой России при рассмотрении иранского досье в ООН?'.
По сравнению с 2003 годом, сейчас ситуация несколько иная: в Польше, Чехии и даже Украине не наблюдается единодушия в отношении американского проекта. Например, польские эксперты задаются вопросом о том, на каких условиях стоит соглашаться на размещение базы ПРО. Скорее всего, отголоском этих дебатов явилась недавняя отставка министра обороны Сикорского, который считал, что Польша должна занять более твердую позицию на переговорах с США и получить компенсацию, как в технологической области, так и финансовую. Оппозиция переняла у него эстафету и тоже призывает проявлять твердость. Некоторые высказываются за то, чтобы база ПРО находилась под польским суверенитетом и не обладала экстерриториальным статусом. Польскую элиту также волнует вопрос, как и где будут приниматься решения о запуске ракет-перехватчиков, поскольку это может привести к потере Польшей значительной части своего суверенитета. 'Вопрос находится под грифом 'совершенно секретно, о переговорах нам ничего не известно, очевидно, власти считают, что они не обязаны считаться с общественным мнением', - возмущается польский журналист.
Тем не менее, по мере того, как в Ираке США преследовали неудача за неудачей, образ их неуязвимости стал меркнуть в сознании общественности. И постепенно мировосприятие стран Центральной Европы стало приближаться к еэсовскому. Скорее всего, эти перемены в общественных настроениях не изменят международную стратегию Леха Качиньского, который, кажется, решил раз и навсегда, что его стратегическим партнером является Америка. Но, возможно, в долгосрочной перспективе это является признаком европеизации внешней политики Польши, о чем свидетельствуют уступки Варшавы г-же Меркель, например, по вопросу христианских корней Европы.
Веяния времени отражает опубликованный вчера в газете 'Rzeczpospolita' опрос общественного мнения: 51 процентов опрошенных поляков высказались против развертывания американского щита, 30 процентов - за. Две трети опрошенных считают, что по этому вопросу нужен референдум.
_____________________________
Не воспринимайте поддержку Польши как должное ("The Washington Post", США)
Европейский Союз, расколотый Америкой ("La Vanguardia", Испания)