Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Дальнее зарубежье России

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
События, разворачивающиеся в последнее время вокруг поставок энергоносителей и будущего Косово, демонстрируют намерение осмелевшей России играть первую скрипку в европейских делах. Стратегия Москвы в отношении Европейского Союза состоит из трех основных элементов: разрушения консенсуса в ЕС, обретения влияния над ключевыми государствами и предотвращения дальнейшего расширения НАТО и ЕС

События, разворачивающиеся в последнее время вокруг поставок энергоносителей и будущего Косово, демонстрируют намерение осмелевшей России играть первую скрипку в европейских делах. Стратегия Москвы в отношении Европейского Союза состоит из трех основных элементов: разрушения консенсуса в ЕС, обретения влияния над ключевыми государствами и предотвращения дальнейшего расширения НАТО и ЕС.

В эпохальной речи, произнесенной на мюнхенской конференции по безопасности в феврале, президент Владимир Путин очертил свои приоритеты: снизить эффективность международных организаций, препятствующих экспансионистским амбициям Москвы, и вернуть России статус глобальной державы. Централизованный контроль над растущими доходами от экспорта нефти позволил Кремлю бросить новые силы на достижение этих целей.

Отсутствие слаженной политики ЕС в отношении России приносит Москве огромную выгоду. Существуют формальные механизмы регулирования отношений, но их влияние ограничено, пока государства-члены не могут договориться о деталях, что продемонстрировала неудача с продлением Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией. Наиболее очевидны политические различия между новичками ЕС из Восточной Европы и правительствами Франции, Германии и Италии. Если первые опасаются возрождения России и поэтому предпочли бы ограничить влияние Кремля, то последние три с осторожностью относятся к провоцированию споров с Москвой.

Для Парижа, Берлина и Рима соображения коммерческого прагматизма перевешивают геополитические расчеты, что снижает эффективность любого единого подхода ЕС. Для Москвы повышение объема поставок энергоносителей и выход российского бизнеса на европейский рынок, особенно, в сферу стратегической инфраструктуры, означает повышение ее политического влияния в ключевых столицах ЕС. Соответственно, рост энергетической зависимости Европы от России подорвет любую попытку единого ответа на политику Москвы.

Имеется несколько красноречивых примеров того, как Россия пользуется противоречиями в ЕС. Воплощением российского подхода является проект газопровода 'Северный поток' по дну Балтийского моря, осуществляемый Россией и Германией без консенсуса в ЕС. 'Северный поток' преследует четыре цели: ограничить объем транзита российских энергоносителей через страны Центральной Европы, углубить зависимость Западной Европы от России, вызвать споры между Германией и Польшей и маргинализировать поляков и прибалтов в ЕС, изображая их неисправимыми русофобами.

Кремль не только играет на разногласиях между старыми и новыми членами ЕС. Он также стремится не позволить новичкам ЕС выработать единую политику. Среди бывших советских сателлитов главными целями стали Венгрия и Болгария. Кремль пользуется давними связями с чиновниками - членами соцпартий этих стран для создания трубопроводов и распределительных узлов, призванных не допустить энергетической диверсификации Европы.

Сообщается, что социалистическое правительство Венгрии решило поддержать идею продления до ЕС газопровода 'Голубой поток', пролегающего по территории Турции и контролируемого "Газпромом". Если этот проект будет осуществлен, то он может похоронить вынашиваемую в ЕС идею трубопровода 'Набукко', считающегося ключевым средством недопущения излишней зависимости от российского газа. Будапешт соблазнила перспектива хорошо заработать, поскольку Москва обещает превратить Венгрию в европейский узел распределения каспийского газа.

Тем временем, на Балканах Кремль расширяет контроль над энергетической инфраструктурой Болгарии и Греции и тем самым плетет для ЕС очередную паутину. В середине марта премьер-министры Болгарии и Греции подписали с президентом Путиным соглашение о начале строительства нефтепровода Бургас-Александруполис. Российский консорциум, в состав которого входит "Газпром", будет владеть 51 процентом акций трубопровода, а оставшиеся 49 процентов разделят между собой Болгария и Греция.

Укрепляя контроль над поставками энергоносителей в Европу, Россия и в этом случае стремится сделать излишними альтернативные маршруты поставок. Поскольку пропускная способность Босфора ограничена, а танкеров слишком много, предложения поставлять нефть в ЕС по Балканскому полуострову звучали не раз. Кремль поддерживает маршрут через Грецию и Болгарию, рассчитывая на то, что София и Афины окажутся более надежными политическими партнерами, чем другие балканские столицы.

Грядущие решения по окончательному статусу Косово предоставляют Москве дополнительную возможность подчеркнуть разногласия в ЕС и между Европой и Америкой. В то время, как Вашингтон и ряд европейских столиц стремятся как можно скорее придать Косово более стабильный статус, российские официальные лица пытаются саботировать принятие самого рационального решения. Они призывают Сербию оспаривать компетенцию специального посланника ООН и тем самым сопротивляться предоставлению Косово суверенитета. В то же время, Москва пугает призраком сепаратизма такие страны со значительной долей национальных меньшинств, как Испания и Словакия.

Российская тактика затягивания решения косовского вопроса преследует две цели. Во-первых, она позволяет Кремлю выступать в роли посредника в решении проблем Европы, несмотря на то, что он мало способствует укреплению региональной безопасности, политическими реформам или экономическому росту. Во-вторых, международные споры вокруг Косово выгодны России потому, что они препятствуют формированию на Западе консенсуса по вопросу сдерживания амбиций России в черноморском, кавказском и каспийском регионах.

После того, как Россия, откладывая решение Совета Безопасности ООН по окончательному статусу Косово, извлечет для себя максимальную выгоду, она признает его независимость. Это будет служить достижению еще одной стратегической цели - укреплению влияния Москвы в Молдавии, Грузии и на Украине.

Вряд ли Россия признает полную независимость Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии - сепаратистских регионов Молдавии и Грузии. Вместо это она будет использовать их проблемы в своих интересах, чтобы сохранять в Молдавии и Грузии нестабильность и не допустить их вступления в ЕС и НАТО. В случае необходимости она также способствует разжиганию сепаратистских настроений в Крыму, чтобы вовлечь Украину в более тесную орбиту России. Препятствуя созданию более широкого европейского и трансатлантического сообщества, Москва проводит в жизнь 'евразийскую' альтернативу демократии и трансатлантической безопасности.

Я. Бугайски - директор проекта New European Democracies вашингтонского Центра стратегических и международных исследований.

_______________________________________

Глубокая враждебность России ("The International Herald Tribune", США)

Русский медведь будет реветь, пока не выберется из капкана ("The Financial Times", Великобритания)

Путин и прогресс ("The Wall Street Journal", США)