На месте - шагом марш!
Однако, помимо многочисленных врожденных недостатков, украинская политика отличается практически всеохватывающим нежеланием и неспособностью ее персонажей думать и говорить о вещах серьезных и ответственных.
В дискуссиях, имитирующих показную демократичность и открытость как политиков, так и политического процесса в целом, господствуют бесконечные однодневные информационные 'перестрелки' и 'стрелки', которые не волнуют ни ум, ни душу многомиллионного населения, а стратегическая тематика отсутствует вообще как таковая.
Главное, чего нельзя не видеть: после короткого разбега этапной осени 2004-го Украина снова оказалась на распутье. К сожалению, мы снова сползли к размытому состоянию и потеряли ту точку опоры, на которую, казалось, уже могли опереться еще совсем недавно.
Распутье - это не впервые на 15-летнем пути Украины. Однако то распутье, на котором мы оказались в этот раз, я бы назвал главным и определяющим не только в исторической ретроспективе, но и с точки зрения, в первую очередь, перспективы как государства, так и общества.
Решения, которые будут осмыслены или не осмыслены, понятны или непонятны, приняты или не приняты в ближайшие год- полтора, будут важнейшими в новейшей истории Украины и в жизни нынешних и грядущих поколений ее граждан.
В чем заключается очередной гамлетовский вопрос, который встал перед нами с фундаментальностью главного вызова, в чем дилемма, куда ведут дороги этого решающего перепутья?
На исторических указателях четко прочитываются две надписи: либо страна найдет в себе силы, ресурсы и волю, в первую очередь в человеческом измерении, для тотальной модернизации, либо, переминаясь с ноги на ногу, будет топтаться на месте, глядя на свет Божий из пещеры дикого капитализма и отстав навсегда от своих соседей, после чего суверенитет ее можно будет считать чисто номинальным.
Самый большой недостаток современной Украины в наивысшем, стратегическом смысле заключается в том, что страна никуда не движется. Действует закон велосипеда: когда останавливается, сразу падает.
Украина остановилась и стоит на месте, в то время как за окном с нарастающим гулом и безумной скоростью проносятся, как сказал бы Иван Франко, быстротечные поезда окружающих наций, когда глобализационный вихрь подхватывает всех, кто, если не успевает нестись в ногу со временем, то хотя бы стремится догнать его.
От этого топтания - разломы и расколы на основе угасших региональных, конфессионных, этно-исторических различий. От этого - тотальная деградация, начиная с технологического и кадрового оснащения индустрии, еще недавно одной из ведущих в мире, и заканчивая качеством жизни, о чем свидетельствуют ежегодные рейтинги индекса человеческого развития Организации Объединенных Наций.
По этому рейтингу Украина все безнадежнее сползает в так называемый четвертый мир наименее перспективных на планете государственных образований и по трендам социальных параметров превращается в территорию, все менее и менее пригодную для человеческой жизни.
Листая страницы календарного летоисчисления, человек, живущий в ХХI веке, должен со всей проницательностью понимать, что масштабы времени календарного и исторического не совпадали и не совпадают никогда.
Историческое время имеет свой отсчет, и сегодня государства за 10 лет проходят путь больше и длиннее, чем еще недавно это делалось за 100 лет. Беспрецедентное уплотнение времени - вот главная примета современной эпохи. Цена на единицу измерения этого времени растет значительно быстрее, чем цена на баррель нефти или кубометр газа.
Например, растягивание формирования правительственной коалиции не на часы или дни, а на недели и месяцы, - это не просто недопустимая роскошь, а преступное расточение того самого ценного национального ресурса, которым является историческое время.
Поэтому в условиях максимально динамичного мира отсутствие движения, заторможенная динамика развития, топтание на месте, а тем более танцы над бездной, да еще и с завязанными глазами - все это равносильно смерти. Равносильно национальному самоубийству.
Кризисные метастазы
Украина в том состоянии, в котором она оказалась в 2006 году, просто не может двигаться. Потому что она, как Лаокоон, связана по рукам и ногам. Страна заключена в смертельно опасные объятия своего доморощенного Левиафана.
Украина парализована собственным государством, собственной властью, собственным политическим классом, собственной политической элитой. Поэтому страна погружается в системный, всеохватывающий кризис. Паралич охватывает все системы жизнедеятельности государственно-общественного организма, все сферы жизни.
Вот только главные очаги этих кризисных метастаз:
- кризис конституционный. Правовое поле государства размыто настолько, что на этом полотне уже больше дырок, чем самой ткани. Политическая реформа, и особенно способ ее 'выполнения', практически аннулировали действие Конституции как Основного Закона, на стержне которого держится государство;
- кризис внешнеполитический. Вследствие паралича такого определяющего государственного инструмента как дипломатия, включительно с ликвидацией функции главного дипломата, чего нет сегодня ни в одной из почти 200 стран мира, Украина стремительно теряет легитимность и субъектность и исчезает с политической карты мира. У страны нет понятного для внешнего мира стратегического курса. Битва уже не на Печерских холмах, а на международной арене украинских 'вождей' по вопросу геополитического выбора вызывает удивление, а то и отвращение внешнеполитических партнеров. Украина сегодня - единственная страна в мире, которая имеет две внешние политики, но нет министра иностранных дел. Де-факто это можно расценивать уже как наличие двух государственных образований. В связи с этим, нынешней властью практически похоронена евроатлантическая перспектива Украины. 'Похоронкой' можно считать недавнее заявление Канцлера Германии Ангелы Меркель о невозможности членства Украины в Европейском Союзе и снятии этого вопроса с повестки дня. Лишение такого права перечеркивает стратегический внешнеполитический курс Украины за полтора десятилетия ее существования. Иначе чем исторически-национальной катастрофой, это не назовешь;
- кризис внутриполитический. Правящий класс в Украине не способен реформировать страну в соответствии с европейскими стандартами и не заинтересован в таком реформировании. Государственная политика внутри государства осуществляется под лозунгом 'Два Виктора - две Украины', что ведет к фатальным последствиям. Происходит организованное уничтожение государственности, государственного механизма как такового. Массовое вбрасывание во властные структуры сначала 'оранжевых 'кухарок', а потом 'профессионалов' енакиевского разлива лишило какой-либо логики механизм принятия государственных решений. Добавьте к ныне правящему спецконтингенту полное отсутствие стратегического мышления и малейшей заинтересованности в судьбе государства - и будете иметь представление о том пути, на который ступила Украина;
- кризис социальный. В обществе снова поднимается до взрывоопасной точки эскалация социального напряжения, вызванного откровенно антисоциальной политикой действующей власти, которую своей подписью под бюджетом благословил Президент.
Вестернизация или реставрация?
Политический конфликт, который с различной температурой в течение последних трех лет тлел в Украине, после августовского переворота в Верховной Раде разгорелся до угрожающих масштабов.
Этот конфликт сводится практически к столкновению двух идеологий: модернизма и вестернизации - с одной стороны, и постсоветской консервации, а потом реставрации - с другой стороны. Это конфликт вчерашнего дня с завтрашним на поле битвы дня сегодняшнего.
На первый взгляд, может показаться странным реставрационный порыв 'новых украинцев', которые вышли или еще не вышли из пещеры дикого капитализма. На самом деле, ничего странного здесь нет. Наши реставраторы столкнулись с проблемой, которая заключается в том, что они утратили системную экономическую базу, которой мог быть только государственный капитализм. Т.е. в своей основе идеология была обречена и ошибочна, поэтому реставрационный проект был неминуемо провальным. А с учетом специфического личного состава реставраторов, они фактически строят то единственное, на чем воспитаны, что умеют делать, - олигархический паханат.
Сегодня, после возвращения Януковича, фактической альтернативы - модернизация или реставрация - уже не существует. Вопрос стоит уже иначе - модернизация или консервация всего худшего, что накопилось в государстве за последние 15 лет, начиная с бандитского капитализма и заканчивая импотенцией государства в сфере человеческого развития и качества жизни.
И если раньше стаи 'бандитского капитализма' изредка находились под контролем государства, то сегодня они овладели им и подчинили его, со всеми его функциями и институтами, интересам, сформированным на уровне безусловных рефлексов выживания и накопления.
Эта реставрация наиболее отвратительных признаков первичного накопления капитала осуществляется с точностью до наоборот с волеизъявлением народа как в 2004-м, так и 2006 годах. Вероломная ломка этой воли через колено в стенах парламента с использованием паталогической тяги к продажности привела к развороту исторического развития Украины на 180 градусов.
Кроме выше упомянутых кризисов в стране начали активно протекать еще три критических процесса:
- вторая стадия дикого капитализма, который уже не завоевывает позиции, а отвоевывает свое место под солнцем, который уже не защищается, а нападает, которому не нужно искать покровительства у власти, поскольку он сам является властью;
- растущий разрыв между элитой и обществом. Те, кто правит, и те, кем правят, практически живут в двух разных не пересекающихся мирах. Хотя эта иллюзия самоизоляции смертельно опасна для тех, кто сверху, поскольку на самом деле живут они с низами на одной территории, а посему их пересечение так или иначе является неминуемым и опасным;
- десоциализация государственной политики в сочетании с деградацией и приватизацией государственных институтов создает опасное сочетание - люмпенизированная масса и отсутствие каких-либо островков стабильности и управляемости. Эта горючая смесь - классическая взрывчатка даже под самый крепкий государственный дом, а что уж говорить о нашей, еще чувствительной государственности.
В результате процесс расшатывания и разрушения государства приобрел всеохватывающий характер. Жалкие потуги противостоять этому только подчеркивают неизменность генеральной линии власти. А она заключается в том, что вывод из строя защитных механизмов государства является стратегической целью двух олигархических кланов, которые примостились на двух ветвях власти. Они стремятся к приватизации всей страны и установлению новейшего крепостного права в 'банановой' республике в центре Европы.
В то же время, не является секретом в посвященных кругах то, что уже сейчас сформированы и действуют внеконституционные органы управления страной. С одной стороны, своеобразный всеукраинский 'сходняк' наподобие сицилийской 'куполи', а с другой - регентство самого низкого пошиба, когда последнее слово в принятии государственных, особенно кадровых, решений принадлежит не Президенту, а его жене.
Поэтому говорить о демократии, ее реальности и эффективности просто несерьезно. Демократические процедуры и институты стали прикрытием и формой легализации олигархических группировок не иначе как криминального происхождения. На наших глазах происходит деноминация демократии как политического феномена, который только начал приживаться в нашем обществе.
Проявляется это, в первую очередь, в партийной составляющей демократического процесса. Взять для примера правящую в государстве Партию регионов. Ее успех на выборах - это результат материализации мощного политического движения юго-восточной Украины, которая остро отреагировала на элементы сегрегации, несправедливости и дремучей некомпетентности 'оранжевой' власти.
Стержнем этого движения был протест индустриально-промышленной элиты, региональных политических элит. И каким образом интересы этого движения выражаются в действиях нынешнего правительства, на каких правах вошли в него представители этих элит? Ни на каких правах, даже на приставных стульях в нынешней власти нет харьковчан, запорожцев, днепропетровцев, одесситов. Таким образом, Партия регионов - не более чем пустое название. За нею - сервильная политструктура, которая обслуживает и легитимизирует власть реальных правителей и хозяев всей страны - известной группировки известного происхождения с известной направленностью деятельности.
Разорвать заколдованный круг!
Поэтому ожидать какой-либо модернизации от такой власти нет ни малейшего смысла. Грубо подвергнув ревизии выбор общества, правящие кланы не только дискредитировали украинскую демократию, но и сами себя загнали в тупик, поскольку при такой конфигурации политической власти в стране любое движение вперед, любой прогресс просто исключен. У реальной власти нет интеллектуальных потенций для осознания и осуществления модернизации, а у власти декоративной нет силы и воли для такой модернизации.
При существующей конфигурации и природе власти прогресс невозможен. И не только в персональном измерении, но и в структуре и представительстве этой власти. Как сказал один мой знакомый зарубежный дипломат, вы создали такой сорт демократии, которая исключает развитие. Демократия, несовместимая с прогрессом, - вот диагноз современной Украины.
В ситуации, похожей на нынешнюю, близкой к патовой, Украина уже была в 1992-1994 годах. И нужно отдать должное тогдашней элите, особенно первой особе в тогдашнем истеблишменте Леониду Макаровичу Кравчуку, которому хватало как ума и ответственности за государство, так и элементарного инстинкта самосохранения.
Тогда, как и сегодня, досрочные выборы, причем по всем трем параметрам - президентские, парламентские, местные - были наиболее оптимальным, наименее опасным вариантом, и власть имущие пошли этим путем спасения и повели за собой страну.
Подчеркиваю, вопрос никоим образом не ставится о досрочных выборах как самоцели или как способе удовлетворения амбиций тех, кто сейчас в оппозиции, а именно так пытаются трактовать ситуацию официальные лица.
Речь идет о наборе быстрых и решительных действий с целью выхода из тупика, из замкнутого круга, с целью, в том числе, и самосохранения существующей элиты, с целью в конечном итоге святой - отвратить страну от тектонического взрыва и дать ей историческую перспективу.
Есть двуединая аксиома: во-первых, никого не может удовлетворить существующее положение вещей, и во-вторых, ни у кого не может быть никаких надежд, что ситуация сама по себе рассосется без радикальных действий. Остановившийся велосипед должен упасть. Плавно ничего не произойдет - нужен прорыв.
Схема такого прорыва понятна и доступна не только истеблишменту, но и практически каждому гражданину. Она витает в воздухе, ею все более наполняется вся общественно-психологическая атмосфера. Задыхаясь в тупике, общество дозрело до такого понимания.
Схема выглядит так:
- общенародный референдум, на котором народ высказывается по вопросу идеологической ориентации, - модернизация или консервация, и по вопросу организации власти, т.е. на тему проблемы инструментальной - быть Украине парламентской или президентской республикой;
- срочная и безусловная имплементация результатов референдума;
- общие, трехступенчатые перевыборы по образцу 1994 года.
Если хватит силы и воли пойти по этому спасительному пути, если удастся эта 'мертвая петля', страна реально, а не в мифических снах стабилизируется и сдвинется с места - история откроет ей семафор прогресса.
Если стояние даже не на запасном пути, а в тупике будет продолжаться и зайдет за фатальную отметку, через 1,5-2 года можно ожидать мощного взрыва, который сметет всех.
Василий БАЗИВ - профессор кафедры глобалистики и политологии Международного университета 'Украина', Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины
N49, четвер, 22 березня 2007
____________________________
Технология Украинской Непокорности ("Украинская правда")
Украина рвет чубы в яростных спорах ("Украинская правда")