В интервью газете 'La Tribune' Сергей Сторчак, заместитель министра финансов России, отмечает, что его страна отныне является крупным кредитором, и ее валюта постоянно укрепляет свои позиции. Он также говорит, что Россия планирует пересмотреть принцип управления своими нефтяными богатствами.
После дефолта российского правительства по долгам страны в 1998 году прошло всего восемь с половиной лет, но с финансовой точки зрения, настоящая ситуация отличается от прежней, как небо и земля. Вместо прорехи размером в 160 миллиардов долларов долга, появились золотовалютные резервы - 315,3 миллиардов долларов, на которых ныне восседает Кремль. Россия наконец-то смогла погасить старый советский долг перед Парижским Клубом и в августе прошлого года вычеркнула свое имя из списка должников. 'На самом деле Россия стала страной-кредитором в 2004 году, - напомнил журналисту 'La Tribune' Сергей Сторчак, заместитель министра финансов России. - По итогам 2006 года наша страна является нетто-кредитором с активным сальдо в размере 140 миллиардов долларов'.
Москва теперь намерена укреплять свою роль государства-кредитора других государств. 'Размер займов, предоставленных Россией, в последние годы не превышал планку в 400 миллионов долларов, но в бюджете этого года предусматривается значительное увеличение этих средств, поскольку до 800 миллионов долларов выделено на международные кредиты', - уточняет заместитель министра.
Правда, если не считать ее огромного капитала, Россия совсем не походит на богатую страну. Ее перерабатывающая промышленность едва сводит концы с концами, стране еще далеко до производства товаров с высокой добавленной стоимостью. Еще неокрепшая национальная экономика не в состоянии абсорбировать огромный приток нефтедолларов, который излишне укрепляет рубль и раздувает инфляцию.
Сильный рубль. Внимание, опасность
'Укрепление рубля сильно бьет по нашим промышленникам, - говорит Сергей Сторчак. - Они не могут застраховать свои валютные риски'. Зато заместитель министра с удовлетворением отмечает, что руководители 'Deutsche Bank' и 'JP Morgan', с которыми он недавно встречался, подтвердили, что укрепление рубля 'делает страну очень привлекательной для иностранных инвесторов'.
Рубль, ставший конвертируемым лишь летом прошлого года, уже привлекает к себе пристальное внимание валютных рынков. Инвесторы отмечают устойчивый рост рубля и увеличивающееся количество обменных площадок, принимающих рубль в качестве валюты платежа. 'Вполне возможно, что со временем рубль станет одной из основных мировых валют, - с гордостью говорит Сергей Сторчак. - Когда это случится, сложно сказать. Это не является нашей ближайшей задачей. Наша цель - сделать рубль удобной, эффективной и надежной валютой'.
'Голландская болезнь'
Первоочередной задачей министерства финансов является защита российской экономики от ее чрезмерной уязвимости в отношении колебаний мировой конъюнктуры и 'голландской болезни', грозящей странам, которые излишне зависят от своих природных ископаемых. 'Помимо сдерживания общественных расходов, нашим основным инструментом защиты является стабилизационный фонд', - говорит Сторчак.
Эта 'подушка безопасности', куда поступают налоговые отчисления от добычи и экспортных поставок нефти, цена за баррель которой превышает 27 долларов, призванная обеспечивать 'защиту бюджетной системы страны от колебаний внешней конъюнктуры', в ближайшем будущем должна увеличиться. 'В Стабфонд будут поступать не только налоговые отчисления от производства и экспорта газа, но также налоги на продукты нефтепереработки, - заявил заместитель министра. - Средства, аккумулированные в данном фонде, будут значительно превышать объем Стабфонда'.
Стабфонд, который пухнет, как на дрожжах, с начала 2007 года увеличился на 15 процентов до 103,6 миллиарда долларов. 1 марта он состоял из 44,31 миллиардов долларов, 34,6 миллиарда евро и 5,19 миллиардов фунтов стерлингов.
Владимир Путин недавно предложил разделить в течение трех лет Стабфонд на две части: 'резервный фонд', целью которого будет являться обеспечение стабильности бюджетных расходов на среднесрочный период в случае обвала цен на нефть, и 'фонда будущих поколений', куда будут направляться средства, оставшиеся после отчисления фиксированных сумм в резервный фонд. Президент также предложил ограничить объем резервного фонда и перечислений в российский федеральный бюджет фиксированным процентом от ВВП, который планируется на уровне 2,9-3,6 процента.