Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Москва - Кавказ, на почве возможны заморозки

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Опьяненная возрождением своего могущества на международной арене, Россия сдает позиции на постсоветском пространстве, хотя по-прежнему считает его зоной исключительно своих интересов. Бурные споры на газовой почве с Грузией и Азербайджаном весной 2006 года, 'нефтяная война' с Беларусью в январе 2007 года не оставили камня на камне от 'мифа о неизбежной зависимости евроазиатских государств от российских углеводородов'

Опьяненная возрождением своего могущества на международной арене, Россия сдает позиции на постсоветском пространстве, хотя по-прежнему считает его зоной исключительно своих интересов. Бурные споры на газовой почве с Грузией и Азербайджаном весной 2006 года, 'нефтяная война' с Беларусью в январе 2007 года не оставили камня на камне от 'мифа о неизбежной зависимости евроазиатских государств от российских углеводородов', считает Станислав Белковский, возглавляющий московский Институт национальной стратегии.

По его мнению, данная ситуация сложилась главным образом благодаря 'Газпрому'. Газовый гигант покончил с субсидиями советских времен, когда 'братские республики' покупали газ по ценам в десять раз ниже рыночных, но сделал он это из корпоративных интересов, которые идут во вред региональной политике России. После 'нефтяной войны' с Беларусью, отношения между двумя странами стали настолько прохладными, что проект создания союзного государства двух славянских стран, который более десяти лет претворялся в жизнь, был похоронен под протесты коммунистической и националистической фракций Думы.

Между Россией и Азербайджаном также недавно 'пробежала черная кошка'. Власти республики, расположенной на берегах Каспийского моря, до настоящего времени стремились поддерживать добрые отношения со своим большим северным соседом, но их терпение лопнуло, когда 'Газпром' заявил, что он собирается повысить тарифы на поставляемый газ. Баку счел, что эта новая коммерческая политика, навязанная ему вопреки соглашению 2004 года, которое фиксировало цены вплоть до 2009 года, является наказанием за оказанную им помощь Грузии, которую 'Газпром' также 'припер к стенке'.

Наступательная политика, которую проводит российский гигант, твердо решивший продавать свое голубое золото по высоким ценам, предварительно не обговаривая условия со странами-потребителями, потерпела фиаско. И маленький эмират с каспийских берегов решил более не транспортировать свою нефть по территории России. С июля 2006 года вся азербайджанская нефть течет в сторону Турции. В декабре 2006 было завершено строительство газопровода Баку-Тбилиси-Эрзурум (Азербайджан, Грузия, Турция).

Этот двойной энергетический коридор изменил геополитическую карту региона. Азербайджан и Грузия стремятся проводить политику сотрудничества и расширяют партнерские связи со своими соседями, например, Турцией или Казахстаном, который является одним из основных инвесторов в Грузии. Азербайджан, несмотря на свою зависимость от российской энергетики, поспешил на помощь Грузии и пообещал поставить ей часть газа, со своего месторождения Шах-Дениз. Если потребуется, Турция тоже окажет помощь, частично уступив газ, который она должна получить с того же месторождения.

Сотрудничество начало развиваться еще в одном направлении. В 2008 году эти три страны пересечет железная дорога длиною 258 км, которая свяжет Карс (Турция), Ахалкалаки, Тбилиси (Грузия) и Баку (Азербайджан). Этому проекту четырнадцать лет, 7 февраля его ратифицировали президенты Грузии, Михаил Саакашвили, и Азербайджана, Ильхам Алиев, а также премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Они втроем дали зеленую улицу началу строительства железной дороги в июне 2007 года. Когда дорога будет введена в строй, она облегчит транспортировку товаров и пассажиров между Турцией, Кавказом и Центральной Азией - в настоящее время связь между азербайджанской столицей и расположенными на другом берегу Каспия Казахстаном и Туркменистаном осуществляется в основном с помощью судов.

Для города Карса, испытывающего трудности с поставками из-за закрытой армяно-турецкой границы, эта дорога сулит огромные выгоды. В Баку, одном из конечных пунктов дороги, протурецки настроенные азербайджанцы приветствуют этот новый шаг навстречу большому брату Анкаре, которая, как считают, уже одной ногой стоит в Европе. Грузия, лелеющая мечты о вступлении в ЕС и НАТО, рассматривает эту дорогу, как еще один способ освободиться от российских пут.

Постоянная эрозия

Кризис в российско-грузинских отношениях, случившийся осенью 2006 года, побудил эту маленькую республику с берегов Черного моря дистанцироваться от своего большого северного соседа. До кризиса, за которым последовало введение эмбарго, грузинские руководители не слишком ратовали за строительство новой железнодорожной магистрали, боясь, что она отрицательно скажется на деятельности черноморских портов Поти и Батуми, через которые проходят многочисленные грузы. Введенная Москвой блокада убедила грузин в том, что железная дорога им необходима.

Эмбарго действует уже шесть месяцев, но особого действия оно не возымело. Блокада не привела к экономическому кризису в Грузии, она только подтолкнула эту страну в объятья Азербайджана и Турции, которая обладает второй по численности армией в НАТО и является самым верным союзником США в регионе. Тем временем, настроения Москвы изменились в лучшую сторону. В настоящее время ведутся переговоры о снятии блокады, что, возможно, произойдет осенью 2007 года.

23 января Вячеслав Коваленко, российский посол в Грузии, без лишней помпы вернулся в Тбилиси, через четыре месяца после того, как его отозвали из страны. По причине все еще действующей воздушной блокады, послу пришлось лететь рейсом Москва-Ереван (Армения), а затем на машине добираться до Тбилиси. На дорогу он потратил сорок восемь часов. Но Грузию больше всего заботит не блокада. Необходимо отметить, что грузины (1300 человек), которых в октябре-декабре насильно депортировали из России - три человека погибли из-за плохого обращения - не торопятся туда возвращаться. Они обошлись бюджету маленькой республики в 150 миллионов долларов (1,5 % ВВП).

Другим следствием российско-грузинского кризиса явилась почти полная эвакуация российских военных баз, которые находились на грузинской земле со времен СССР. В 2005 году Сергей Иванов, в чьем ведении в то время находился оборонный бюджет, заявил, что для вывода войск потребуется одиннадцать лет и 500 миллионов долларов, которые пойдут на выплаты компенсаций. В 2006 году последние российские военные покинули Грузию. Влияние России в Закавказье, где она присутствовала в течение двух веков, сокращается, как шагреневая кожа. Обеспокоенность Кремля так же должна вызывать - и это важнее утраты военных баз и энергетических рычагов - постоянная эрозия российского 'soft power' (оказание влияния с помощью культурных и идеологических средств воздействия) в этом регионе. Молодежь в Грузии и Азербайджане больше не говорит на языке Пушкина - этому замечательному средству общения отныне предпочитают английский.

_______________________________

Искусство левитации - кавказский вариант ("The Economist", Великобритания)

Патовая ситуация на Кавказе ("Parnu Postimees", Эстония)

Тысячи границ Кавказа и последняя 'холодная война' ("La Repubblica", Италия)