МОСКВА, 26 марта - Далекий сибирский город Нефтеюганск настолько тесно связан с российским энергосырьевым богатством, что даже в самом его названии присутствует слово 'нефть'. В нем сохранилось совсем немного видимых следов от компании 'ЮКОС'. То здесь, то там можно увидеть домики рабочих, грузовики и стареющее оборудование, все еще окрашенное в желтый и зеленый цвета, цвета логотипа 'ЮКОСа'.
Все остальное имущество, ранее принадлежавшее самому ценному дочернему подразделению богатейшей компании в России, сегодня окрашено в черный и золотистый цвета. Это цвета нового владельца - 'Роснефти'.
Путинский Кремль превратил находившуюся когда-то в жалком состоянии государственную нефтяную компанию в нового энергетического гиганта, покрыв активы 'ЮКОСа' новым слоем краски.
Во вторник начинается новый этап этих действий. В этот день проводится аукцион по продаже остатков некогда могущественной компании, которая усилиями 'Роснефти' была объявлена банкротом.
Аукцион стал сигналом о кончине 'ЮКОСа', который через несколько месяцев растворится в принадлежащей государству энергосырьевой отрасли России. Он станет логическим завершением судебной кампании, которая началась почти четыре года назад.
Аукцион также станет очередной вехой в кампании Путина по возвращению энергоресурсов России под контроль государства. По словам критиков, проводится эта кампания по хорошо всем знакомому кремлевскому шаблону махинаций, когда официальный, публичный и якобы законный процесс сопровождается тайными переговорами, на которых всю музыку заказывает Кремль. 'Это просто иллюзия, имитация процесса', - заявил в интервью бывший премьер-министр Путина Михаил Касьянов.
Первый блок аукциона - это почти 10 процентов акций 'Роснефти', принадлежащих 'ЮКОСу'. Предлагаются они с большой скидкой, стартовая цена составляет 7,5 миллиарда долларов, что примерно на 12 процентов ниже их реальной рыночной стоимости.
Несмотря на участие в аукционе компании British Petroleum, которая заявила о своем намерении едва ли не в последний момент, все ожидают, что победителем станет 'Роснефть', которая, наряду с государством, является организатором аукциона, его участником и основным кредитором.
Эдуард Ребгун, отвечающий за ликвидацию активов 'ЮКОСа', подал заявление на занятие места в совете директоров 'Роснефти'.
Главный аналитик Альфа-Банка Кристофер Уифер (Christopher Weafer) говорит о том, что исход торгов практически предопределен. По его словам, единственный способ доказать, что реальная цена активов 'ЮКОСа' не была занижена в интересах 'Роснефти', заключается в том, чтобы провести 'открытый и полностью прозрачный аукцион'.
Вместо этого, как отмечает Уифер, процесс торгов практически повторяет абсолютно мошеннические аукционы 90-х годов, когда магнаты, такие как Ходорковский, скупали государственную собственность и сколачивали компании, подобные 'ЮКОСу', в результате тех самых сделок, против которых ополчились Путин и его сторонники.
'Они сумели ограничить состав участников, сведя его до тех компаний, победа которых им нужна, - говорит Уифер, - это проверенный и надежный механизм, изобретенный и опробованный самим 'ЮКОСом''.
Проведение первого этапа торгов запланировано на вторник в штаб-квартире 'ЮКОСа'. Это опустевшее высотное здание из стекла и бетона, выходящее окнами на Павелецкий вокзал. Когда-то в нем на семнадцатом этаже находился кабинет бывшего руководителя компании Михаила Ходорковского. Сейчас магнат отбывает восьмилетний тюремный срок по обвинению в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов, хотя свое заключение он называет политически мотивированным.
Официальные лица называют этот процесс законным и справедливым, несмотря на звучащую критику. Ребгун говорит, что активы 'ЮКОСа' будут проданы примерно на 30 процентов дешевле их оценочной стоимости, поскольку они находятся в бедственном состоянии. Такая ситуация отчасти возникла из-за составленного по распоряжению суда жесткого графика, отводящего мало времени на ликвидацию, из-за неудовлетворенных налоговых исков и из-за претензий государства по вопросам экологии.
Уменьшенный в размерах 'ЮКОС' все еще владеет лицензией на 2,3 миллиарда баррелей нефтяных резервов. Компания добывает около 400000 баррелей нефти в день, является собственницей пяти нефтеперерабатывающих предприятий, сети автозаправочных станций и больших долей в российских государственных энергетических компаниях, полученных в результате обменов активами еще до банкротства.
Оставшаяся у 'ЮКОСа' собственность оценивается более чем в 22 миллиарда долларов. По заявлениям государства и кредиторов компании, примерно столько же она им должна.
Банк Ходорковского 'Менатеп' приобрел 'ЮКОС' на аукционе в 1996 году за 300 миллионов долларов. Это был один из серии аукционов под девизом 'займы в обмен на акции'. Данные торги оказались в центре критики приватизационного процесса в России в середине 90-х.
'Роснефть' достигла своего сегодняшнего положения после приобретения контрольного пакета акций 'Юганскнефтегаза'. Это был довольно сомнительный аукцион, состоявшийся после выдвижения государством обвинений против 'ЮКОСа' в уклонении от уплаты налогов. Один из бывших советников Путина, находящийся сегодня в отставке, назвал эту сделку 'аферой года'.
Налоговые органы наложили арест на 'Юганскнефтегаз', исходя из обвинений в адрес 'ЮКОСа' в существовании налоговой задолженности. В декабре 2004 года 'Юганскнефтегаз' был продан с аукциона никому не известной компании 'Байкал Финанс Груп' за 9,35 миллиарда долларов. Это было существенно ниже рыночной цены, которая в то время составляла от 14 до 22 миллиардов долларов.
Через три дня 'Юганскнефтегаз' купила 'Роснефть'. По сегодняшним ценам компания стоит гораздо дороже. Ее стоимость может составлять более 60 миллиардов долларов, о чем говорят аналитики. Сибирское месторождение сегодня обеспечивает сырьем принадлежащие ЮКОСу нефтеперерабатывающие заводы. Если, как ожидается, 'Роснефть' победит в борьбе за данные активы, большая часть бывшего ЮКОСа вновь воссоединится - под контролем государства.
В победе 'Роснефти' мало кто сомневается. В чрезвычайно политизированной энергосырьевой отрасли России любая другая компания, желающая поучаствовать в аукционе, сначала должна получить согласие Кремля.
Именно этим объясняется тот факт, что участие в торгах British Petroleum вызвало разлитие желчи у критиков государства. Согласно российским законам, в аукционе должны участвовать, по меньшей мере, две стороны. А пока ВР на прошлой неделе не вступила в борьбу, 'Роснефть' была единственным претендентом.
Не далее как в пятницу глава British Petroleum Джон Браун (John Browne) и его пока не вступивший в должность преемник на посту руководителя компании Тони Хейуорд (Tony Hayward) встречались с Путиным в его загородной подмосковной резиденции. Представитель BP Роберт Вайн (Robert Wine) заявил в понедельник, что в ходе этой встречи Браун должен был представить Хейуорда российскому руководству. Вайн не ответил на вопрос о том, обсуждался ли на встрече вопрос о вторничном аукционе.
Во время организованной недавно 'Роснефтью' экскурсии в Нефтеюганск руководство компании выступило в защиту своих методов управления новым приобретением и роли государства в бизнесе в целом.
'Мы стараемся обеспечить получение нашими акционерами максимальных дивидендов, - заявил на брифинге для журналистов первый вице-президент 'Роснефти' Сергей Кудряшов, - нет никакой разницы между нами и частными компаниями, такими как British Petroleum или Exxon'.
Он и прочие представители руководства в Нефтеюганске особо отмечали вкладываемые компанией с 2005 года инвестиции в месторождение, которое дает 1,1 миллиона баррелей нефти в день. Эти люди всячески старались создать у журналистов впечатление добропорядочности корпорации в сравнении с 'ЮКОСом': компания своевременно платит налоги, тратит средства на новое строительство, например, на бассейн для города с населением в 114000 человек, в котором мало других мест отдыха и развлечений.
'С самого начала мы наладили плодотворное сотрудничество, - говорит заместитель мэра Юрий Алладин, чей начальник Сергей Буров до своего избрания в прошлом году на должность главы города работал на руководящем посту в 'ЮКОСе', а затем в дочерней компании 'Роснефти', - до этого по-настоящему стабильного взаимодействия не было'.