Перспектива военного конфликта между Ираном и Западом уже несколько месяцев, а то и лет, висит над миром. Большинство сценариев предусматривает сознательное решение Соединенных Штатов о нанесении авиаударов по ядерным объектам Ирана, чтобы не допустить получения этой страной ядерного оружия. Но также вероятно, что конфликт разгорится из случайного инцидента. Эту угрозу создают провокации обеих сторон, что повышает возможность неверного расчета.
Самым свежим примером является задержание Ираном 15 британских моряков и угроза суда над ними за незаконное проникновение в иранские воды (британцы категорически отрицают эти обвинения). Премьер-министр Великобритании Тони Блэр был прав, говоря, что 'это очень серьезная ситуация'. Маловероятно, что проблема британских моряков напрямую приведет к конфликту. Но она вписывается в общую опасную тенденцию к росту напряженности.
Сделать шаг назад и сгладить ситуацию должен, прежде всего, Иран. Даже если иранцы докажут правомерность своих утверждений о том, что британские моряки проникли в территориальные воды Ирана, абсурдно обвинять их в 'наглой агрессии'. Ведь речь идет о военных, действующих в Ираке на основании мандата ООН, а не устроивших высадку десанта на иранское побережье.
Несогласованные и непрозрачные методы работы правительства Ирана затрудняют анализ его мотивов. Но захват британских моряков вполне может быть ответом на принятие новой резолюции Совета Безопасности ООН, ужесточающей санкции против Ирана и требующей прекращения его программы обогащения урана. В таком случае, этот ответ глуп, и нужно как можно скорее исправить ситуацию. Захват заложников незаконен, а угроза показного суда омерзительна.
Кроме того, сознательное решение об эскалации напряженности в регионе несет в себе больше риска для Ирана, чем для других участников этой опасной драмы. Новая резолюция ООН была единодушно одобрена пятнадцатью членами Совета Безопасности. Ни Россия, ни Китай за Иран не заступились. За пределами ООН Иран оказывается все более изолированным. Такие арабские государства, как Саудовская Аравия, Египет и Иордания все более открыто выражают свою враждебность. Теперь поиск дипломатических решений - в интересах Ирана.
У Ирана существуют возможности пойти путем дипломатии. Вашингтонские ястребы, требовавшие разбомбить ядерные объекты Ирана, перешли в оборону. Дипломаты государственного департамента хотят провести переговоры на высоком уровне с Ираном и Сирией - возможно, уже в апреле. Безусловно, любая дипломатическая инициатива будет более ограниченной, чем хотел бы Иран. Не будет прямых двусторонних контактов, и поначалу главной темой переговоров станет лишь Ирак. Но если переговоры пойдут хорошо, то на них, несомненно, могут быть также затронуты озабоченности Ирана в области безопасности, проблема морских границ и, прежде всего, ядерная программа. Продолжать балансировать на грани войны не выгодно никому.
____________________________________
Курс Москвы вызывает тревогу и может ввести в заблуждение ("The Washington Times", США)
Россия, Иран и чистая прибыль ("The New York Times", США)